БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Крестьянство

Значение слова "Крестьянство" в Большой Советской Энциклопедии


Крестьянство (от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр. значении — с кон. 14 в.), самый древний и многочисленный из общественно-экономических классов, составляющий
и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В досоциалистических формациях Крестьянство — совокупность мелких с.-х. производителей, ведущих индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, при социализме Крестьянство — совокупность членов с.-х. кооперативов (преимущественно производственных), совместно владеющих средствами производства и ведущих коллективное хозяйство.

  Крестьянство формируется как особый общественный класс в ходе разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества. Постепенное развитие производительных сил, и прежде всего использование металлических орудий труда в сельском хозяйстве, вело к индивидуализации производства. Место родовой общины с присущим ей коллективизмом занимает территориальная (соседская) община, состоявшая из отдельных хозяйств (больших и малых семей). Соседская община характеризуется дуализмом, выражающимся в сочетании коллективного и семейно-индивидуального труда, владения и пользования средствами производства. На ранних стадиях развития в ней преобладает коллективное начало, на поздних — частное, индивидуальное. В недрах соседской общины возникает аллод мелкая частная собственность непосредственного производителя, развитие которой ускоряло социальную дифференциацию общинников. Часть их вливается в состав господствующего класса, а основная масса оказывается в положении зависимого и эксплуатируемого социального слоя. Именно с этого исторического момента можно говорить о Крестьянство как особом общественном классе. До капитализма он был главным производящим классом.

  По мере обособления и развития индивидуально-семейное крестьянское хозяйство становилось основной элементарной экономической ячейкой общества. На докапиталистических стадиях оно характеризовалось натурально-потребительским направлением, универсальностью хозяйственной деятельности, сочетанием сельского хозяйства с домашней промышленностью. По словам Крестьянство Маркса, «каждая отдельная крестьянская семья почти что довлеет сама себе, производит непосредственно большую часть того, что она потребляет, приобретая таким образом свои средства к жизни более в обмене с природой, чем в сношениях с обществом» (Маркс Крестьянство и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 207). По мере развития общественного разделения труда крестьянское хозяйство вовлекалось в товарно-денежные отношения. Но даже капитализм не сразу разрушает автаркизм мелкого крестьянского хозяйства. С его изживанием крестьянское хозяйство либо исчезает, либо превращается в капиталистическое. Натурально-потребительский, семейно-индивидуальный характер крестьянского хозяйства обусловил ряд общих черт, присущих Крестьянство на всех стадиях его развития до перехода к социализму, единство его социально-экономической природы. Вместе с тем его социально-экономическое, политическое и правовое положение зависело от господствовавших производственных отношений формации, в недрах которой оно существовало, и они же определяли характер взаимоотношений Крестьянство с господствующими классами, а. также его внутреннего расслоения, служившего источником возникновения и роста других общественных классов и слоев.

  В древневосточных обществах основная масса Крестьянство была организована в общины и считалась лично свободной, но подвергалась жестокой эксплуатации со стороны государства. Крестьяне-общинники платили денежные и натуральные оброки, выполняли большой объём общественных работ (строительство ирригационных сооружений, храмов, дворцов, военных укреплений, прокладка и ремонт дорог и т. д.) и несли различные повинности по обслуживанию хозяйств царей и знати. Существовал также значительный слой крестьян, оторвавшихся от общины и попавших в зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствующего класса. Большую роль в этом играли долговая кабала и отношения кабального найма.

  В архаической Греции и раннем Риме наблюдался процесс утраты общинниками земельных наделов и личной свободы. Однако и во времена классической античности мелкие свободные земледельцы являлись социальной и военной опорой городов-государств. Полисная форма земельной собственности и общественной организации в целом представляла известную гарантию сохранения крестьянами земельных наделов и личной свободы. Однако конкуренция со стороны крупного землевладения, основанного на труде рабов, а также дешевизна хлеба, поступавшего из провинции, в конце концов подорвали экономическую базу мелких непосредственных производителей. В поздних античных обществах Крестьянство заметно дифференцируется; в его среде растет контингент зависимых и кабальных людей. Получает распространение колонат, непосредственно предшествовавший средневековым формам зависимости крестьян.

  При феодализме Крестьянство находилось в зависимости от господствующего класса феодалов — от отдельных его представителей или от феодального государства. Обладая военной и судебно-административной властью, феодалы сосредоточивали в своих руках крупные земельные владения. Зависимые крестьяне выступали как «держатели» обрабатываемых ими наделов. Но поскольку крестьянин оставался фактическим владельцем не только орудий, скота, построек, но и главного средства производства — земли, изъятие прибавочного продукта осуществлялось путём внеэкономического принуждения. Личная и поземельная зависимость в таких условиях, взаимно дополняя друг друга, сливались воедино. Крестьяне-общинники, не подпавшие под власть отдельных феодалов, эксплуатировались феодальным государством. Зависимое положение Крестьянство оформлялось юридически, законодательными актами. На иерархической лестнице феодальных сословий Крестьянство занимало самую низшую ступень, являясь основным эксплуатируемым классом и самым неполноправным сословием.

  Степень и формы феодальной зависимости Крестьянство были различны. Они связаны с тремя формами докапиталистической земельной ренты отработочной, продуктовой и денежной. Переход от отработочной и продуктовой ренты к денежной был результатом постепенного развития в недрах феодального общества товарно-денежных отношений и сопровождался смягчением феодальной зависимости. В отдельных случаях (например, в ряде стран Восточной Европы в позднее средневековье) этот процесс, напротив, вёл к усилению барщины и крепостничества.

  По мере развития феодализма обострялись социальные противоречия и классовая борьба между Крестьянство и феодалами. Её наиболее ярким выражением были крестьянские восстания, нередко перераставшие в длительные крестьянские войны (например, Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии 14 в., гуситские войны в Чехии 15 в., крестьянская война в Германии начала 16 в., крестьянские войны в России 17—18 вв. и др.). Все они кончались поражением Крестьянство и жестокими репрессиями со стороны господствующего класса. Разобщённое и раздробленное Крестьянство не могло осуществить переход к новым социальным порядкам. Даже в отдельных случаях победоносных крестьянских восстаний (например, крестьянская война 50—60-х гг. 14 в. в Китае, завершившаяся свержением власти монголов и временным ослаблением феодальной эксплуатации) феодальные порядки очень скоро возрождались вновь. Такой результат крестьянских восстаний был неизбежен, т. к. не было ещё ни условий для перехода к новым производственным отношениям, ни буржуазии, ни пролетариата, способных повести за собой крестьян. Тем не менее крестьянские восстания играли огромную прогрессивную роль, ограничивая эксплуататорские устремления господствующих классов, а в эпоху разложения феодализма — расшатывая устои последнего и подготавливая его гибель. Антифеодальная борьба Крестьянство сыграла большую роль в буржуазных революциях, являясь их важной движущей силой. Буржуазия использовала Крестьянство в борьбе против феодализма (английская революция 17 в., французская революция конца 18 в. и т. д.).

  Идеология Крестьянство отражала двойственность его социально-экономической природы как трудящихся и как мелких частных собственников, характеризовалась неспособностью осознать своё положение как общественного класса. Передовые, революционные идеи выражались в требованиях равенства, равных прав на землю, освобождения от несправедливых повинностей. Эти требования прослеживаются на протяжении всей истории Крестьянство В эпоху, когда религия была господствующей формой мировоззрения, а официальная церковь защищала интересы класса феодалов, идеология Крестьянство часто выступала в виде различных ересей, идей реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера и др.). Идея сохранения и увековечения мелкого индивидуального производства с переходом к капитализму стала приобретать реакционно-утопический характер.

  Проникновение капитализма в сельское хозяйство сопровождается разложением Крестьянство, которое перестаёт быть единым классом. В условиях капитализма трудящееся и эксплуатируемое Крестьянство представлено пролетарскими и полупролетарскими слоями деревни (наёмные с.-х. рабочие), среднее — мелкобуржуазными собственниками (мелкое и среднее фермерство) и крупное — капиталистическими предпринимателями. Эксплуатация трудящихся слоев Крестьянство крупным капиталом и буржуазным государством ведёт к их обнищанию, размыванию середняцкого слоя, обогащению и укреплению эксплуататорской части Крестьянство Разные классовые группы Крестьянство занимают и различные политические позиции. Крупные капиталистические предприниматели чаще примыкают к городской буржуазии и вливаются в буржуазные политические партии, пролетарские и полупролетарские слои постепенно втягиваются в общепролетарское движение. Наиболее сложный и длительные путь изменения идеологических и политических позиций проходит мелкое и среднее Крестьянство Это объясняется его двойственной экономической природой: крестьянин выступает и как трудящийся, и как собственник. «Крестьянин своим экономическим положением в буржуазном обществе неизбежно поставлен так, что он либо идет за рабочим, либо за буржуазией. Середины нет» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 365). Как труженики и эксплуатируемые, крестьяне тяготеют к пролетариату, как частные собственники — к буржуазии. Коренные интересы рабочего класса и трудового Крестьянство совпадают в борьбе против различных форм эксплуатации. Это составляет экономическую основу союза рабочего класса с Крестьянство, в котором руководящая роль принадлежит рабочему классу. Крестьянство, будучи революционной силой, вместе с тем проявляет в процессе классовой борьбы непоследовательность, колебания, нерешительность, обусловленные его двойственной природой. Борясь за свои интересы, пытаясь «выжить» в конкурентной борьбе, стремясь защитить себя от эксплуатации капиталом, Крестьянство объединяется в кооперативы (см. Кооперация сельскохозяйственная). Переход к монополистическому капитализму сопровождается ухудшением положения основной массы Крестьянство Оно всё в большей мере становится объектом эксплуатации со стороны монополий, которые присваивают не только прибавочный, но и часть необходимого труда мелких с.-х. производителей через систему монопольных цен. Трудовое Крестьянство поэтому остаётся главным союзником рабочего класса и в современных развитых капиталистических странах. Рост производительных сил, углубление общественного разделения труда и усиление межотраслевых связей между сельское хозяйством и др. секторами экономики с развитием капитализма привели к возросшей концентрации средств производства и капитала в крупных хозяйствах, к быстрому проникновению монополистического капитала непосредственно, в сферу с.-х. производства и экономической централизации с.-х. производителей под контролем крупных торгово-промышленных и финансовых компаний. Этот процесс сопровождается разорением мелких и средних хозяйств, экспроприацией и пролетаризацией огромных масс крестьян и фермеров, усилением роли монополистических аграрно-промышленных объединений.

  На ускорение этих процессов большое влияние оказали современная научно-техническая революция, аграрная политика буржуазных государств, направленная на укрепление капиталистических хозяйств и оказание поддержки наиболее крупным жизнеспособным хозяйствам (см. Государственно-монополистическое регулирование сельского хозяйства).

  В США и странах Западной Европы быстро развивается система т. н. вертикальной интеграции, при которой с.-х. производители теряют свою самостоятельность, превращаясь фактически в наёмных рабочих крупных монополий. Масштабы разорения мелких крестьянских хозяйств в послевоенный период в развитых капиталистических странах не имеют себе равных в истории капитализма. Так, в США за 1950—69 общее число ферм уменьшилось на 41%; бывшие владельцы этих ферм в большинстве случаев вообще покинули сельское хозяйство. В Великобритании количество ферм с площадью до 40 га за тот же период сократилось на 23%. Во Франции общее число хозяйств за 1955—70, по оценочным данным, уменьшилось на 32%. При этом количество хозяйств с площадью менее 10 га сократилось на 51%. В ФРГ общее число хозяйств сократилось за 1949—69 на 30,9%, число хозяйств с площадью менее 10 га уменьшилось на 42,4%. Развитие капиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве привело к уменьшению удельного веса Крестьянство в самодеятельном населении развитых капиталистических стран. В сельском хозяйстве этих стран в начале 20 в. было занято не менее половины, а в начале 70-х гг. всего лишь 5—15% самодеятельного населения. Несмотря на это, подавляющее большинство хозяйств в развитых капиталистических странах остаётся ещё мелким и средним. Однако уровень концентрации земли, производства и капитала в крупных хозяйствах и степень классовой поляризации Крестьянство и фермерства значительно выше, чем до 2-й мировой войны 1939—45. Так, во Франции в середине 60-х гг. 5,5% хозяйств располагали 28,4% земельной площади, на них приходился 21% общих капиталовложений и 22,2% всей произведённой продукции в сельском хозяйстве. На долю 14,3% хозяйств приходилось 37,5% общих капиталовложений и 40,8% валовой продукции отрасли; 9% общего числа хозяйств (1970) производили 32% всей продукции отрасли, а на др. полюсе 42% хозяйств давали лишь 15% продукции. Ещё большей концентрацией характеризуется сельское хозяйство США, в котором на долю 4,5% ферм приходилось в середине 60-х гг. 42,6% реализованной рыночной продукции всех коммерческих ферм.

  Высокий уровень концентрации с.-х. производства в капиталистических странах ведёт к усилению классового расслоения Крестьянство, часть которого эволюционирует в крупных с.-х. предпринимателей, богатеет на эксплуатации наёмных рабочих, а другая часть беднеет, разоряется и вынуждена работать по найму. Трудовое Крестьянство выступает против «ножниц цен», низких доходов, высоких налогов и т. д., борется за свои права и всё чаще выступает за единство действий с рабочим классом. Укрепление союза рабочего класса и трудового Крестьянство — один из определяющих моментов в стратегии и тактике коммунистических и рабочих партий развитых капиталистических стран. Крестьянское движение на современном этапе требует решения проблем, касающихся всего направления аграрной политики, осуществления демократических реформ в интересах большинства крестьян и фермеров.

  В развивающихся странах Крестьянство — наиболее многочисленный класс, представляющий в большинстве из них основную часть населения. В конце 60-х гг. 20 в. доля Крестьянство в самодеятельном населении составляла в Латинской Америке 47%, в Южной и Восточной Азии 71%, Северной Африке 66%, Южной Африке 76,8%. Поэтому центральный вопрос революционного процесса в Азии и Африке — это вопрос о позиции Крестьянство «Крестьянство этого района мира — могучая революционная сила. Но это, как правило, — стихийная сила, со всеми вытекающими отсюда колебаниями, со всеми противоречиями в идеологии и политике» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 62—63). Крестьянство как производительный класс в развивающихся странах имеет свою специфику, которая обусловливается высокой степенью пауперизации крестьян, их сравнительно низким социальным и политическим статутом, аграрно-технической отсталостью земледелия, неизжитостью докапиталистических форм эксплуатации. Подавляющая часть Крестьянство живёт в условиях нищеты и бесправия, непреодолённых феодальных, а подчас и дофеодальных отношений.

  Одной из особенностей процесса классообразования Крестьянство на современном этапе является рост мелкособственнических элементов при нарастающих темпах их пауперизации и пролетаризации под влиянием развития капиталистических форм хозяйства. В некоторых странах Азии и Северной Африки это обусловливается перераспределением помещичьих земель в пользу Крестьянство в результате аграрных реформ. Так, в Индии ликвидация системы заминдари привела к тому, что около 20 млн. крестьянских семей стали гарантированными арендаторами (фактически владельцами) государственных земель, относительно упрочив своё положение мелких собственников; в АРЕ в результате проведения аграрной реформы число мелких независимых хозяйств возросло на 25%, в Ираке на 50%, в Иране на 40% и т. д. В странах тропической Африки рост этой прослойки связан с разложением общины, главным образом вследствие повышения товарности сельского хозяйства, ориентированного на экспорт сырья (какао-бобы, кофе, арахис, хлопок и др.). Некоторые правительства содействуют разрушению общины, насаждая частную собственность на землю. В ряде стран Латинской Америки рост мелкособственнических элементов Крестьянство происходит в основном за счёт колонизации новых земель и самовольного захвата безземельными крестьянами пустующих земель, иногда с последующим узаконением актами правительства. В странах, где в сельском хозяйстве господствуют крупные капиталистические, полукапиталистические и плантационные хозяйства (Латинская Америка, Турция, Малайзия, Цейлон и др.), мелкие и мельчайшие собственники и землепользователи становятся объектом капиталистической эксплуатации.

  Современные Крестьянство в развивающихся странах характеризуется множеством переходных социальных групп и категорий, ещё не вполне определившихся в классовом отношении. Так, характерную черту дифференциации Крестьянство в странах Латинской Америки составляет сочетание высокой степени пролетаризации Крестьянство с наличием разнообразных переходных форм существования и эксплуатации рабочей силы, ещё тесно связанной с собственным клочком земли или хозяйством на помещичьей земле, предоставленной землевладельцем как плата за труд. Аграрные реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений в деревне, ускорили имущественную и классовую дифференциацию Крестьянство; попытки, предпринимаемые правительствами многих стран, затормозить это расслоение носят непоследовательный характер. Классовая дифференциация Крестьянство повсеместно приводит к появлению небольшой прослойки богатых крестьян преимущественно из среды привилегированной деревенской верхушки; в странах Латинской Америки на долю богатых крестьян приходилось в конце 60-х гг. 20 в. до 11% хозяйств, в Ираке — 9,3%, в Турции — 11,2%, в некоторых более развитых районах Индии — до 15—20% и т. д. Т. о., проникновение капиталистических производственных отношений в деревню в ряде развивающихся стран неизбежно ведёт к вытеснению мелкокрестьянских форм собственности и разорению широких масс Крестьянство В странах социалистической ориентации предпринимаются попытки решения крестьянского вопроса на путях кооперирования при всемерной поддержке государства и постепенного ограничения и вытеснения капиталистических элементов. Революционно-демократические преобразования и рост рабочего движения создали благоприятные условия для повышения роли Крестьянство в общественной жизни этих стран. Во многих странах Крестьянство организовано в крестьянские союзы и вносит большой вклад в развитие молодых национальных государств.

  В условиях социализма общественно-экономическое положение Крестьянство коренным образом меняется. Крестьянство становится одним из основных классов социалистического общества. В результате революционно-аграрных преобразований (Декрет о земле 1917 в СССР, демократические аграрные реформы в других социалистических странах), ликвидировавших помещичье и крупнокапиталистическое землевладение, безземельное и малоземельное Крестьянство получило от народной власти землю, за которую боролось в течение столетий; наряду с землёй крестьяне получили часть экспроприированного у крупных собственников инвентаря, скота, освободились от ежегодной арендной платы, от ипотечной задолженности. Передача земли трудящемуся Крестьянство (национализированной в СССР и МНР, переданной крестьянам на правах трудовой частной собственности в др. социалистических странах) привела к существенным изменениям в социальной структуре КрестьянствоКрестьянство в СССР см. ниже, в разделе Крестьянство в дореволюционной России и в СССР.) В ходе аграрных преобразований в европейских социалистических странах было перераспределено 23,8 млн. га земли (34,6% с.-х. угодий). Основная часть изъятых земель (13,5 млн. га, т. е. 57%) распределена среди беднейшего Крестьянство на правах мелкой трудовой частной собственности. Бедняцкая прослойка значительно сократилась, что привело к преобладанию середняцких хозяйств. Возросло число хозяйств, владельцами которых стали бывшие малоземельные крестьяне и с.-х. рабочие (см. табл. 1).

  Табл. 1. — Структура крестьянского землепользования в некоторых социалистических странах после проведения аграрных реформ (во 2-й пол. 40-х гг.), в %

Страны

Размеры хозяйств

мелкие, до 5 га.

средние, от 5 га до 20 га

крупные, свыше 20 га.

ВНР

48,7

39,6

11,7

СРР

41,3

45,0

13,7

НРБ

35,4

58,2

6,4

ЧССР

25,2

59,5

15,3

ГДР

11,0

59,3

29,7

Во всех социалистических странах государство оказывало экономическую помощь беднейшему и среднему Крестьянство, ограничивало развитие кулацкого хозяйства. В результате кооперирования крестьянских хозяйств кулачество было ликвидировано, а мелкое и среднее Крестьянство — кооперировано; мелкое крестьянское производство заменено крупным на базе обобществления средств производства и труда. Производственное кооперирование крестьянских хозяйств в большинстве социалистических стран было проведено в течение 1950-х гг. (см. Кооператив производственный в сельском хозяйстве). На этой основе происходят изменения и в психологии Крестьянство Кооперированное Крестьянство сближается с рабочим классом, хотя классовые различия между ними ещё сохраняются (по отношению к средствам производства и уровню их обобществления, по форме организации труда), как и различия в технической вооружённости труда, в культурном уровне, быту.

  Труд кооперированных крестьян всё более приобретает индустриальный характер, повышается его производительность. Значительно увеличились энергетические мощности в сельском хозяйстве. Достигнут высокий уровень механизации земледельческих работ, осуществляется переход к комплексной механизации всего производственного процесса, включая животноводство. Растет число квалифицированных специалистов, занятых в сельском хозяйстве, и их роль в развитии производства. Механизация с.-х. труда и увеличение его производительности высвободили значительное количество рабочей силы, необходимой для др. отраслей народного хозяйства. За 1960—70 доля сельского населения сократилась (в %): в НРБ с 62 до 47,4, в ВНР с 58,3 до 54,3, в ГДР с 28 до 26,8, в ПНР с 51,7 до 47,7, в ЧССР с 42,6 до 37, в МНР с 60,4 (в 1965) до 53,6. При этом крестьяне (вместе с кустарями) составляли (в %): в НРБ 55,1 в 1956 и 41 в 1965, в ВНР 26,7 в 1965 и 24,1 в 1971, в ГДР 11,5 в 1964 (только кооперированные), в ПНР 46,1 в 1950, 38,5 в 1960 и 28,6 в 1970, в ЧССР 24,1 в 1950, 15,7 в 1961 и 11,8 в 1971, в МНР 73,9 в 1956 и 43,5 в 1969, в КНДР 74,1 в 1946 и 45,7 в 1959. Сокращение крестьянского населения происходило как в результате перехода части крестьян на работу в промышленность, так и в результате частичного преобразования производственных кооперативов в госхозы (по решениям общих собраний членов кооперативов). В НРБ и ЧССР на протяжении 60-х гг. стал снижаться удельный вес производственных кооперативов в площади с.-х. угодий и посевов при одновременном росте удельного веса госхозов. Жизнь кооперированного Крестьянство связана главным образом с общественным хозяйством. Вместе с тем оно сохраняет ещё личное подсобное хозяйство.

  Развитие сельского хозяйства ведёт к образованию межкооперативных, а также смешанных государственно-кооперативных объединений, являющихся одним из путей формирования аграрно-промышленных комплексов. Это повышает уровень обобществления кооперативной собственности и сближает её с общенародной собственностью, создаёт условия для постепенного стирания существенных различий между рабочим классом и кооперированным Крестьянство Сближается характер их труда. Неуклонный подъём с.-х. производства и глубокие сдвиги в социально-экономических отношениях, культуре и быте деревни, наблюдающиеся в социалистических странах, свидетельствуют о единстве путей исторического развития Крестьянство в условиях завершения строительства развитого социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.

  Исторический опыт целиком подтверждает жизненность марксистско-ленинской идеи союза рабочего класса и Крестьянство как решающей силы революционного преобразования общества, как социальной основы социализма. Главным условием успешного развития союза трудящихся классов и решения стоящих перед ними революционных задач является руководящая роль рабочего класса и его авангарда — коммунистических и рабочих партий, вооружённых научной теорией, позволяющей правильно определить задачи преобразований, последовательность их решения, необходимые пути и средства. История решительно отвергла нигилистические отрицания революционных возможностей Крестьянство и его способности активно участвовать в социалистическом строительстве, наиболее характерное для троцкизма, который видел в Крестьянство сплошную реакционную массу. Огромный ущерб мировому революционному процессу в современных условиях наносит маоистская концепция перехода «революционного мандата» от рабочего класса к Крестьянство, превращения Крестьянство в главную революционную силу, возникновения будто бы новой перспективы мировой революции: «мировая деревня окружает мировой город», т. е. крестьянские восстания в странах Азии, Африки и Латинской Америки окружат Европу и Северную Америку и уничтожат империализм. Разоблачение несостоятельности троцкистских и маоистских концепций в вопросах об отношении к Крестьянство составляет важное направление идейно-политической борьбы коммунистических партий в современных условиях.

 

  Лит.: Маркс Крестьянство, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс Крестьянство и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24; его же, Капитал. т. 3, там же, т. 25, ч. 2, гл. 36—47; Энгельс Ф., Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; его же, франкский период, там же, т. 19; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же, т. 1; Ленин В. И., О союзе рабочего класса и крестьянства. [Сборник], М., 1954; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Брежнев Л. И., Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС, М., 1971; Стародубровская В. Н., Экономический союз рабочего класса и крестьянства в европейских странах народной демократии, М., 1959; её же, Кооперативная собственность в сельском хозяйстве социалистических стран, М., 1970; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв., М., 1956; Козодоев И. И., Земельные отношения в социалистических странах, М., 1960; Особенности аграрного строя России в период империализма, М., 1962; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, М., 1963; Мартынов В. А., Меньшикова М. А., Тулупников А. И., Структурные сдвиги в сельском хозяйстве США, М., 1965; Растянников В. Г., Максимов М. А., Развитие капитализма в сельском хозяйстве современной Индии, М., 1965; Мартынов В. А., Аграрный вопрос в развитых капиталистических странах, М., 1966; Сказкин С. Д., Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века, М., 1968; Надель С. Н., Социальная структура современной капиталистической деревни, М., 1970; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 2, М., 1970, с. 220—23, 243— 246.

  Л. В. Данилова, С. Н. Надель, С. Н. Алитовский, В. П. Данилов.

  Крестьянство в дореволюционной России и в СССР. Крестьянство в России. На Руси Крестьянство появилось к 9 в. в процессе разложения первобытнообщинного строя, когда патриархальная кровнородственная община начала сменяться территориальной, соседской или сельской («мир», «вервь»). Крестьянство было ещё юридически свободным, но уже в то время формировался феодальный способ производства и шёл процесс закабаления крестьян, складывались класс феодалов — собственников земли и класс феодально-зависимого Крестьянство С образованием Древнерусского государства (см. Киевская Русь) Крестьянство было обложено данью. В 9—11 вв. развивалось княжеское, боярское и монастырское землевладение, закабалялось лично свободное Крестьянство Один из способов закрепощения состоял в насильственном захвате общинных крестьянских земель феодалами. В процессе феодализации свободные крестьяне — общинники («люди», «сябры») теряли свои земли, становились изгоями, превращались затем в крестьян, зависимых от государства и частных землевладельцев. Совокупным наименованием крестьян стал термин смерды. Основными формами эксплуатации Крестьянство в Киевской Руси были взимание дани (продуктовая рента) и барщина. В наиболее тяжёлом положении находились закупы. Неполноправность Крестьянство отражена в законодательных памятниках того времени — Русской правде и др. Закрепощаемое Крестьянство сопротивлялось процессу феодализации. Это выражалось в антифеодальных восстаниях (1024, 1068, 1071, 1113), побегах, захватах земельных владений, поджогах и т. д.

  С наступлением феодальной раздробленности в 11—12 вв. преобладающее значение полу

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Крестьянство"

Крестьянское искусство | Буква "К" | В начало | Буквосочетание "КР" | Кресченция


Статья про слово "Крестьянство" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 14267 раз


Интересное