Кружево
Определение "Кружево" в Большой Советской Энциклопедии
Кружево, текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные Кружево; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные Кружево треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные Кружево). Главные особенности Кружево как вида декоративно-прикладного искусства — воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для Кружево характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей. Часто выразительность Кружево подчёркивается цветом и фактурой ткани с которой Кружево сочетается. По технике исполнения Кружево бывает ручное и машинное. Ручное Кружево плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой. Существует также вязаное Кружево, выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое Кружево Плетёное Кружево подразделяется на численное и сколочное. Численное Кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное Кружево («парное» и «сцепное» делается по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими Кружево В «парном» Кружево узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» Кружево основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» Кружево преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.
Кружево появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии. Ранние шитые Кружево представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. Кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. B середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё значение как ведущая страна по изготовлению Кружево, на первое место выступают Фландрия и Франция, Во Фландрии производство Кружево развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем — плетёных. Особенно славились тонкие плетёные Кружево типов «бенш», «валансьенн», «малин» (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое Кружево (см. Тюль), в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого Кружево ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий — шалей, пелерин и т. д.
Во Франции производство Кружево развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю Кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 — начале 19 вв. орнамент тюлевого Кружево располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые Кружево типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).
В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных Кружево в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 в. Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства Кружево в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского Кружево 18 в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. Однако, помимо общих черт, в русском Кружево 18 в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 в. производство Кружево начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском Кружево, развивающем богатые художественные традиции русского Кружево, используются русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево, Вологодское кружево. Н. Ю. Бирюкова.
С 19 в. получает распространение дешёвое машинное Кружево, подражающее образцам ручных Кружево Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину. Постепенно машинное производство получило распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. Кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.
Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.
На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружево Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружево, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружево В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки. Фон (сетка-грунт) Кружево, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружево, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы. М. И. Петров. Лит.: Работнова И. П., Русское народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево 16—19 вв., в собрании Эрмитажа, Л.,1959.
Статья про "Кружево" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 650 раз
|