БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Кушанское царствоОпределение "Кушанское царство" в Большой Советской Энциклопедии
Кушанское царство возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром Кушанское царство Основные завоевания кушан связаны с именами царей - Куджулы Кадфиза, его сына Вимы Кадфиза (Кадфиза II) и наиболее знаменитого царя кушан - Канишки. Расцвет Кушанское царство приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно с середины 3 в. н. э.) - на царствование Васудевы. История Кушанское царство в 4 в. ещё недостаточно ясна. Наиболее значительные раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) - в Афганистане, в Таксиле - в Пакистане и на ряде городищ Северной Бактрии - в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих территориях велись большие строительные работы, имел место рост городов, значительное развитие получили ирригация и ремесленное производство. Хорошо прослежены и торговые связи Кушанское царство с Китаем, Парфией и Римом (Кушанское царство и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шёлковому пути - из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию и по морю - из римского Египта в порты Западной Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Искусство Кушанское царство, развивавшееся в рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадской; гандхарской, см. Гандхара; матхурской), представляет собой явление эллинистической художественной культуры Среднего Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные оборонительные стены, возрастает плотность городской застройки (Дальверзин-Тепе, Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм), парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хадда, Буткара) характерны композиции с центральным залом (окруженным помещениями и коридорами) и колонным айваном на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. Для искусства Кушанское царство характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхисатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи Кушанское царство реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художеств. изделия из металла, драгоценные ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими народные верования и представления. Искусство Кушанское царство оказало существенное влияние на последующее развитие художественной культуры Средней Азии, Афганистана и Индии.
Лит.: История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. ф., Древняя Индия, М., 1969; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224 - 55; Пугаченкова Г. А., Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. N., India under the Kushanas, Bombay, 1965; Schiumberger D., L"Orient hellénisé, P., 1970.
Статья про "Кушанское царство" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 669 раз |
TOP 20
|
|||||||||