Ладовый ритм

Определение "Ладовый ритм" в Большой Советской Энциклопедии


Ладовый ритм, музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским в начале 20 в. Термин «Ладовый ритм» означает развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — «единую симметричную систему»; две такие системы на расстоянии полутона дают «двойную симметричную систему». Соединение этих систем образует различные лады. Теория Ладовый ритм дала углублённую трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (например, пентатоники) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Ладовый ритм не сохранила своего значения, но многие её понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли.


Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908; его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд.. М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930; Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.
  В. А. Цуккерман.



"БСЭ" >> "Л" >> "ЛА" >> "ЛАД"

Статья про "Ладовый ритм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 382 раз
Бургер двойного помола
Сингапурский салат

TOP 20