БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ПентатоникаОпределение "Пентатоника" в Большой Советской Энциклопедии
Пентатоника (от греч. pénte — пять и tónos — тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип Пентатоника— бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также «китайская» или «шотландская» гамма). Её звуки могут быть расположены по чистым квинтам. В этом звукоряде между соседними ступенями возможны только два интервала — малая терция и большая секунда. Для Пентатоника характерны бесполутоновые трёхступенные попевки — трихорды (например, ми — соль — ля). Из-за отсутствия полутонов Пентатоника не свойственны острые ладовые тяготения. Звукоряд Пентатоника не выявляет определённого тонального центра, поэтому функции главного тона может выполнять любой из пяти звуков. Отсюда пять различных вариантов звукоряда Пентатоника при одном и том же звуковом составе:
Пентатоника — одна из закономерных стадий в развитии музыкального мышления (советский музыковед Г. Л. Катуар называл её протодиатоникой). Поэтому Пентатоника (или её рудименты) встречаются в древнейших пластах музыкального фольклора различных народов. В своём чистом виде Пентатоника распространена в музыке Китая, Вьетнама, др. стран Востока, в СССР — у татар, башкир, бурятов и др. Элементы пентатонного мышления свойственны и древнейшим русским народным песням.
Лит.: Козлов И. А., Пятизвучные бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ, «Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском гос. университете», 1928, т. 34; Гиршман Я., Пентатоника и её развитие в татарской музыке, М., 1960; Квитка К. В., Ладовые системы в музыке славян и соседних народов, в его кн.: Избр. труды, т. 1. М., 1971; Riemann H., Folkloristische Tonalitätsstudien, Lpz., 1916.
Статья про "Пентатоника" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 674 раз |
TOP 20
|
|||||||