БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Левицкий Дмитрий Григорьевич

Значение слова "Левицкий Дмитрий Григорьевич" в Большой Советской Энциклопедии


Левицкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?), — 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова
Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.
(с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752—55). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е — начало 1780-х гг. — период расцвета творчества Л. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769—70, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Л. выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба — в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17—18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773—76, Русский музей) Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Л.; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773—74, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773—1774, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три — в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается влияние классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Л. был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Л. почти не работал. Творчество Л. — одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 1771—87 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л. — П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.).

 

  Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964.

  Т. В. Алексеева.

Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.
Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Левицкий Дмитрий Григорьевич"

Левицкий Григорий Васильевич | Буква "Л" | В начало | Буквосочетание "ЛЕ" | Левицкий Иван Семенович


Статья про слово "Левицкий Дмитрий Григорьевич" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1978 раз


Интересное