Ленинградский академический театр драмы

Определение "Ленинградский академический театр драмы" в Большой Советской Энциклопедии


«Всё остаётся людям». Сцена из спектакля
Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина (в 1832—1920 — Александринский театр), старейший русский театр. Формирование петербургской труппы началось в 1756, когда был создан первый русский постоянный публичный театр (директор — драматург А. П. Сумароков). История театра неразрывно связана с искусством прославленных мастеров русской сцены, игравших на его подмостках. В состав труппы вошли актёры Ф. Г. Волков, И. А. Дмитровский, Я. Д. Шумский и др. Репертуар состоял из тираноборческих трагедий Сумарокова, Я. Б. Княжнина, сатирических комедий В. В. Капниста, Д. И. Фонвизина, произведений П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, комических опер. В начале 19 в., в период войн России с Наполеоном, здесь ставились патриотические трагедии В. А. Озерова, в которых выступали Е. С. Семенова, А. С. Яковлев. Спектакли давались в различных помещениях. В 1832 архитектором К. И. Росси было сооружено здание Александринского театра (в стиле ампир), отмеченное величественностью и простотой форм. Обращенный на площадь (см. Островского площадь) главный фасад с парадной 6-колонной коринфской лоджией завершен ступенчатым аттиком; на нём — медная колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов). Торжественность сооружения подчёркивают Петродворец, Павловск, подчинённые пышные коринфские портики на боковых фасадах и богатый скульптурный декор работы В. И. Демута-Малиновского и А. Трискорни. При постройке ярусного зрительного зала театра применены новые для того времени металлические конструкции.


«Жизнь Сент-Экзюпери». Сцена из спектакля
Начало деятельности Александринского театра совпало с наступлением политической реакции. В репертуаре стали преобладать легковесные водевили, мелодрамы, псевдоисторические драмы (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В актёрском творчестве ценилось техническое мастерство, особенно культивировавшееся в водевиле (Н. О. Дюр и др.). Глубокой искренностью, лиризмом отличалось искусство В. Н. Асенковой, с успехом выступавшей в водевильных, комедийных и трагических ролях. С традициями уходящего классицизма было связано творчество В. А. Каратыгина. Крупными событиями в жизни театра явились спектакли «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Гоголя (1836),«Гроза» Островского (1859) Выдающимися представителями реализма в сценическом искусстве были И. И. Сосницкий, первый Городничий в «Ревизоре», и А. Е. Мартынов, создавший образы обездоленных «маленьких людей» в водевилях, с трагической глубиной сыгравший Тихона в «Грозе». В традициях мартыновской школы развивалось творчество П. В. Васильева и Ю. Н. Линской. Во 2-й половине 19 в. в театре сформировалась сильная труппа во главе с В. Н. Давыдовым, К. А. Варламовым, М. Г. Савиной, П. В. Свободиным, В. В. Стрельской, В. П. Далматовым, М. В. Дальским, П. А. Стрепетовой, В. Ф. Комиссаржевской. В полной мере талант этих актёров раскрылся в пьесах Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина, У. Шекспира, Мольера. Однако политика Дирекции императорских театров, влияние вкусов буржуазных зрителей способствовали засилию в репертуаре театра пустых, бессодержательных пьес (Стрепетова и Комиссаржевская были вынуждены уйти из театра). Значительную роль в поднятии постановочной культуры спектаклей театра сыграл В. Э. Мейерхольд, ставший по существу первым режиссёром-постановщиком Александринской сцены («Дон Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» Лермонтова, 1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Александрийскому театру в 1919 было присвоено звание академического; с 1920 стал называться Петроградский академический театром драмы. Новый зритель требовал подлинно реалистического искусства, современного репертуара. Большое влияние на политическое и художественное развитие театра оказал народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. Важную работу по внедрению произведений советской драматургии в репертуар театра провёл Н. В. Петров (директор и художественный руководитель в 1928—33), поставивший спектакли «Конец Криворыльска» Ромашова (1926), «Штиль» Билль-Белоцерковского (1927). Событием в истории советского театра стали созданные им спектакли «Ярость» Яновского (1930) и «Страх» Афиногенова (1931). В спектаклях «На берегу Невы» Тренёва (1937) и «Ленин» Каплера и Златогоровой (1939) К. В. Скоробогатов создал сценический образ В. И. Ленина. В 1937 театру было присвоено имя А. С. Пушкина. В труппе театра в этот период наряду со старыми мастерами — Е. П. Корчагиной-Александровской, В. А. Мичуриной-Самойловой. И. Н. Певцовым, Ю. М. Юрьевым (в 1922—28 заведующий художественной частью театра), Е. И. Тиме, Б. А. Горин-Горяиновым работали молодые артисты: Н. С. Рашевская, Е. П. Карякина, В. И. Честноков, Е. М. Вольф-Израэль, Я. О. Малютин и др. Художественными руководителями были Б. М. Сушкевич, С. Э. Радлов, Л. С. Вивьен (1938—66), В. И. Честноков. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 театр работал в Новосибирске, поставил спектакли; «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова, «Русские люди» Симонова. В 50—60-е гг. с наибольшей полнотой раскрылись дарования актёров Н. К. Симонова, А. Ф. Борисова, Н. К. Черкасова, Ю. В. Толубеева. На сцене театра новую углублённую трактовку получили произведения классической драматургии: «Лес» Островского (1931), «Враги» Горького (1933), «Борис Годунов» Пушкина (1934 и 1949), «Дядя Ваня» Чехова (1946), «Живой труп» Л. Толстого (1950), «Пучина» Островского (1955), «Игрок» по Достоевскому (1956), «На дне» Горького (1956), «Перед заходом солнца» Гауптмана (1963, в роли Маттиаса Клаузена Н. К. Симонов). Выдающимся театральным явлением стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955); постановщик спектакля Г. А. Товстоногов и исполнитель роли Вожака Ю. В. Толубеев были в 1958 удостоены Ленинской премии. Среди лучших спектаклей театра также: «Маленькие трагедии» Пушкина (1962), произведения советской драматургии — «Всё остаётся людям» Алёшина (1959, в роли Дронова Н. К. Черкасов), «Друзья и годы» Л. Зорина (1961), «Между ливнями» Штейна (1965, в роли В. И. Ленина — В. И. Честноков), «Кремлёвские куранты» Погодина (1967, в роли В. И. Ленина — В. Г. Краснов), «Дело, которому ты служишь» по Герману (1967), «Сказки старого Арбата» Арбузова (1971).


Ленинградский Академический театр драмы. Здание
В труппе театра (1973): народные артисты СССР — А. Ф. Борисов, И. О. Горбачев, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев, народные артисты РСФСР — К. И. Адашевский, М. К. Екатерининский, Е. П. Карякина, О. Я. Лебзак, Н. В. Мамаева, Б. А. Фрейндлих, Л. П. Штыкан. Председатель художественной коллегии театра (с 1968) И. О. Горбачёв. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).
 


Ленинградский Академический театр драмы. Зрительный зал
  Лит.: Сто лет. Александрийский театр — Театр госдрамы, Л., 1932; Державин К., Эпохи Александрийской сцены, [Л.], 1932; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров, Л., 1968; Тарановская М., Архитектор К. Росси. Здание Академического театра драмы им. А. С. Пушкина (б. Александринский) в Ленинграде, Л., 1956.
  А. Я. Альтшуллер.


«Маскарад». Сцена из спектакля
«На дне». Сцена из спектакля
«Оптимистическая трагедия». Сцена из спектакля
«Пучина». Сцена из спектакля
«Сказки старого Арбата». Сцена из спектакля
«Страх». Сцена из спектакля

"БСЭ" >> "Л" >> "ЛЕ" >> "ЛЕН" >> "ЛЕНИ"

Статья про "Ленинградский академический театр драмы" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 23 раз
Луковый соус
Луковый соус

TOP 20