БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Ли ХванОпределение "Ли Хван" в Большой Советской Энциклопедии
Ли Хван (псевдоним - Тхвеге и Тхведоон) (1501, Онгери, пров. Кёнсан-Пукто, - 1570), корейский мыслитель и литератор, один из крупнейших теоретиков сунского конфуцианства. Был придворным учёным; после «гонения на учёных» (1545) уехал в провинцию. Философские взгляды Ли Хван изложены в сочинениях «Общий свод учения о “ли” в периоды Сун, Юань и Мин», «Толкование “Книги перемен” для юношества», «Извлечения из сочинений Чжу Си» и др. Истинным Ли Хван считал только учение китайского конфуцианца Чжу Си, а буддизм и даосизм - ересями. Отстаивал учение о примате идеального первоначала «ли» над материальным «ци»; в гносеологии, в противовес концепции Ван Ян-мина о «единстве знания и действия», выдвинул идею о том, что «знание предшествует действию». Теория Ли Хван о «четырёх постоянствах» как проявлении идеального «ли» и «семи эмоциях» как проявлении материального «ци» была предметом полемики среди корейских конфуцианцев в течение трёх веков. Суть этих учений сводилась к утверждению «врождённого характера» норм феодальной этики. Ли Хван разработал проект сельской общины как органа местного самоуправления, направленный на консервацию феодальных порядков. Во многом содействовал распространению идей Чжу Си в Корее и Японии. Последователи Ли Хван образовали идеалистическое направление «чурипха» в корейской философии. Неоднократно переиздававшиеся сочинения Ли Хван («Тхвеге чип», 68 кн.) стали с 16 в. официальной идеологической доктриной правящей династии Ли (до её падения в 1910).
Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, М., 1966, с. 158 - 178; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Хён Сан Юн, Чосон юхан са, Сеул, I960, с. 83-103; Пак Чон Хон, Тхвеге ёнгу, Сеул, 1965.
Статья про "Ли Хван" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 478 раз |
TOP 20
|
|||||||