БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Лубок

Значение слова "Лубок" в Большой Советской Энциклопедии


Лубок, народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения.
«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.
Лубок свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Лубок, лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества, но к Лубок обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Лубок появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. — в гравюре на дереве. Европейский Лубок, в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Лубок, теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Лубок использовался как публицистическое оружие (таковы «летучие листки» времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Лубок эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Лубок выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Лубок 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Лубок всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Лубок (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы Лубок были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.

 

  Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1—5 (текст) и 1—3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L’imagerie populaire, P., 1926.

«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.
«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.


И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.
И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.


«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.
«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.


«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.
«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.


«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.
«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.


«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.
«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.


«Христос — добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.
«Христос — добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.


«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.
«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.


«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.
«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.


«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.
«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.


«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.
«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.


«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.
«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.


«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.
«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Лубок"

Лубны | Буква "Л" | В начало | Буквосочетание "ЛУ" | Лубочная литература


Статья про слово "Лубок" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4620 раз


Интересное