Майолика

Определение "Майолика" в Большой Советской Энциклопедии


Альбарелло (аптекарский сосуд). 15 в.
Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики), 1) в узком смысле — итальянские керамические изделия 15 — 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле Майолика — изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие Майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. Майолика производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси Майолика была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной Майолика на рубеже 19 — 20 веков работали Майолика А. Врубель, В. Майолика Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах — советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к Майолика обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной Майолика характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике Майолика также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика.




Врубель М. А.. Голова египтянки
Испанское блюдо. 14 в.
Кувшин. 14 в.
Кувшин из Монтелупо (Италия)
Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами» (Флоренция)
Н. Пеллипарио. Чаша (Италия)
Проторьевы В. С., Н. Е. «Бык»; Денисенко М. И. «Баранчик чёрный»
Табакович И. (Югославия). «Астронавт». 20 в.

"БСЭ" >> "М" >> "МА" >> "МАЙ" >> "МАЙО"

Статья про "Майолика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 596 раз
Коптим скумбрию в коробке
Салат с Кальмарами

TOP 20