Мане Эдуар
Определение "Мане Эдуар" в Большой Советской Энциклопедии
Мане (Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж, — 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (1850—1856) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (конец 1850 — начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели («Любитель абсента», 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген; «Лола из Валенсии», 1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, М. стремился наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма), и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость; острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. Живопись М. на протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и валёрами. В 1860-е годы М. обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит, искусств, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М. к современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен; «Балкон», Музей импрессионизма; оба — 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Обновляя бытовой жанр 19 века, М. поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, М. с конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. Турне; «Моне и госпожа Моне в лодке», оба — 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма); в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты; привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк; «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). В своём самом значительном и последнем произведении «Бар „Фоли-Бержер”» (1881—1882, институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.
Творчество М. принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода.
Лит.: Золя Э., Эдуард Мане, перевод с французского, [Л., 1935]; [Барская А.], Э. Мане, М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников, [перевод с французского], М., 1965; Jamot P., Widenstein G., Bataille M. L., Manet, v. 1—2, P., 1932; Hamilton G. H., Manet and his critics, New Hawen — L., 1954; Venturi М., OrientiS., L’opera pittorica di Ed. Manet, Mil., [1967]. В. А. Калмыков.
Статья про "Мане Эдуар" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 487 раз
|