Маньеризм

Определение "Маньеризм" в Большой Советской Энциклопедии


Адриан де Врис. «Психея»
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием Маньеризм становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве Маньеризм возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего Маньеризм проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию Маньеризм внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов Маньеризм превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры Маньеризм (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре Маньеризм (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров Маньеризм за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению Маньеризм в общеевропейское явление. Принципы Маньеризм определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец Маньеризм и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).



Арчимбольдо Дж. «Фантастическая голова»
  Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., Маньеризм, 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [Маньеризм, 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.
  Маньеризм Н. Соколов.


Лигорио П. Фонтан «Орган»
Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.
Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.
Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д
П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д"Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).



Никколо дель Аббате. «Обращение Павла»
Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»)
Понтормо. «Положение во гроб»
Приматиччо Ф. Декоративное убранство комнаты
Романо Джулио. «Зал гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе
Фьорентино Россо. «Оплакивание Христа»
Цуккари Ф. Палаццетто Цуккари в Риме
Челлини Б. «Нарцисс»

"БСЭ" >> "М" >> "МА" >> "МАН" >> "МАНЬ"

Статья про "Маньеризм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 680 раз
Английский рыбный пирог
Панайпай

TOP 20