БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Марджанишвили Константин Александрович

Значение слова "Марджанишвили Константин Александрович" в Большой Советской Энциклопедии


Марджанишвили, Марджанов Константин (Котэ) Александрович [28.5(9.6).1872, Кварели, - 17.4.1933, Москва], советский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). В 1893 начал сценическую деятельность
Сцена из спектакля «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. 2-й Гос. драматический театр. Кутаиси. 1929. Реж. К. А. Марджанишвили.
в Кутаиси. С 1897 работал в русских театрах (в том числе в 1910-13 в Московском Художественном театре), где сформировалось его режиссёрское искусство, получили развитие прогрессивные, демократические устремления, приобретённые М. в процессе общения с основоположниками реализма в грузинском театре. Был организатором Свободного театра (1913-14, Москва), в котором стремился воплотить идею синтетического искусства. В 1919 осуществил в Киеве постановку спектакля «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, исполненного героики и пафоса революции. В 1920 организовал в Петрограде Театр комической оперы, участвовал в постановке массовых театрализованных зрелищ. В 1922 вернулся в Грузию. Революционно-героический спектакль «Овечий источник» («Фуэнте овехуна»), созданный М. в Театре имени Ш. Руставели (Тбилиси, 1922), знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театрального искусства. В 1928 создал в Кутаиси 2-й Государственный драматический театр Грузии (ныне Грузинский театр имени К. А. Марджанишвили), где продолжил искания в области синтетического театра, воспитания нового поколения актёров. В 1924-29 работал как режиссёр в грузинской кинематографии (фильмы «Буревестники», «Мачеха Саманишвили», «Трубка коммунара» и другие). В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, ставил спектакли в московских театрах. Глубоко национальный художник, М. отразил в своей творческой практике процесс взаимовлияния русской и грузинской театральных культур, стремился к искусству, созвучному современности, передовым идеям эпохи. Традиции искусства М. развивали и развивают его ученики: Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, А. В. Ахметели, С. А. Закариадзе, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, В. И. Анджапаридзе, Д. К. Антадзе и другие.

 

  Соч.: Котэ Марджанишвили. Воспоминания. Статьи, т. 1-2, Тб., 1958-66.

 

  Лит.: Крыжицкий Г. К., К. А. Марджанов, М. - Л., 1946: его же, К. Марджанов и русский театр, М., 1954; Гугушвили Э. Н., Путь режиссёра, Тб., 1972;

Э. Н. Гугушвили.

Сцена из спектакля «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. 2-й Гос. драматический театр. Кутаиси. 1929. Реж. К. А. Марджанишвили.
Сцена из спектакля «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. 2-й Гос. драматический театр. Кутаиси. 1929. Реж. К. А. Марджанишвили.


К. А. Марджанишвили.
К. А. Марджанишвили.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Марджанишвили Константин Александрович"

Мардер советский | Буква "М" | В начало | Буквосочетание "МА" | Марджанишвили Константин Константинович


Статья про слово "Марджанишвили Константин Александрович" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1383 раз


Интересное