Медресе (арабское мадраса, от дараса — изучать), мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. Медресе получили распространение в 9—13 веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Казань, Уфа и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях. В учебной программе Медресе — арабский язык, теологические, юридические, исторические и некоторые прикладные дисциплины. В средние века Медресе были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.
В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 60-е годы 20 века во многих странах ислама, сложились два основных типа Медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и Медресе — чтения Корана, готовящие служителей культа. Обучение в светских Медресе раздельное, бесплатное. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных Медресе Во всех светских Медресе изучение Корана обязательно. Выпускники Медресе имеют право поступать в университет. В СССР действует (1973) Медресе Мири-Араб в Бухаре, дающее среднее богословское образование. См. также Духовные учебные заведения. В. Г. Фуров.
Как тип архитектурного сооружения Медресе сложилось на востоке мусульманского мира в 10—11 веках [медресе Фарджек в Бухаре (10 век, не сохранилось), Низамие в Харгирде (Иран, 11 век)]. С 12—13 веков Медресе строились на Ближнем Востоке [медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске (12 век), Мустансирия в Багдаде (13 век)], а с 13—14 веков на севере Африки [медресе Саффарин в Фесе (13 век), Хасана в Каире (14 век)]. 1—2-этажное здание Медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора кельи, мечеть, аудиторию. При общей типологии Медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. Так, если в Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), то в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик Медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (14 век), Улугбека в Самарканде (15 век), Мири-Араб в Бухаре (16 век). В. Л. Воронина.