Мелодия

Определение "Мелодия" в Большой Советской Энциклопедии


Мелодия (от греч. melodía - пение, напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). Мелодия - «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (Мелодия - линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (например, в выражениях: «Мелодия и сопровождение», «Мелодия и бас»); смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно Мелодия - «музыкальная мысль»).


Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, Мелодия представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность Мелодия опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи Мелодия оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами; мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.


Мелодия - многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение Мелодия среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как Мелодия Наиболее специфический компонент Мелодия - мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего Мелодия душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура Мелодия основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель Мелодия - нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: «вершина - источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают Мелодия гибкость, богатство, эстетическую выразительность:

Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста», ария Марфы.

Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.



Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница Мелодия - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские Мелодия, привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:

Ты, река ль, моя реченька (свадебная).


Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:

Коммунио. Тон III.


Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. Мелодия мастеров древнерусского певческого искусства - ценное культурное достояние русского народа.

Степенна знаменного распева. Глас 6.


Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, Мелодия И. Глинки, П. И. Чайковского, Мелодия П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.


Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной Мелодия:

С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.


Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, «Музыкальное образование», 1927, № 1/2, 3/4; Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., Мелодия, 1928; Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, Мелодия, 1929; Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., Мелодия, 1931; Мазель Л., О мелодии, Мелодия, 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., Мелодия, 1971; Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. - Zürich - L., 1956; Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.
  Ю. Н. Холопов.




"БСЭ" >> "М" >> "МЕ" >> "МЕЛ" >> "МЕЛО"

Статья про "Мелодия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 522 раз
Бургер двойного помола
Сингапурский салат

TOP 20