Мировоззрение

Определение "Мировоззрение" в Большой Советской Энциклопедии


Мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание Мировоззрение группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта Мировоззрение реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка Мировоззрение — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности Мировоззрение — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного Мировоззрение — условия материальной жизни общества, общественное бытие.


Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа Мировоззрение — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы Мировоззрение выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура Мировоззрение образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.



Различают понятия «Мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.


Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект Мировоззрение Для Мировоззрение же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.


Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, Мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть Мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью Мировоззрение, а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.


Понятие «Мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию Мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть Мировоззрение, которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.


Мировоззрение может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень Мировоззрение существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное Мировоззрение даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское Мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.


Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент Мировоззрение составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие Мировоззрение действенную силу. Содержание сознания превращается в Мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.


В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого Мировоззрение, ибо каждый класс имеет своё специфическое Мировоззрение; в нём происходит борьба Мировоззрение Носителями передового Мировоззрение являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его Мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное Мировоззрение открыто защищало классовое неравенство. Мировоззрение буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её Мировоззрение и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её Мировоззрение становится консервативным и реакционным. Буржуазное Мировоззрение, будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.


В противоположность буржуазному Мировоззрение, коммунистическое Мировоззрение, обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического Мировоззрение составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское Мировоззрение — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных Мировоззрение — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.


В социалистическом обществе марксистско-ленинское Мировоззрение стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического Мировоззрение составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
 


  Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), Мировоззрение, 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, Мировоззрение, 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., Мировоззрение, 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, Мировоззрение, 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
  А. Г. Спиркин.



"БСЭ" >> "М" >> "МИ" >> "МИР" >> "МИРО"

Статья про "Мировоззрение" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 632 раз
Бургер двойного помола
Английская картошка фри

TOP 20