Мистерия (театр.)

Определение "Мистерия (театр.)" в Большой Советской Энциклопедии


Мистерия, жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Содержание Мистерия (театр.) составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церкровные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Представления Мистерия (театр.) организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами во время городских торжеств, обычно в ярмарочные дни, на площади. Несмотря на руководство со стороны патрицианских и церковных кругов, Мистерия (театр.) была массовым самодеятельным искусством. В ней постоянно сталкивались и сочетались религиозная мистика и житейский реализм, вносимый исполнителями (главным обризом любителями-горожанами), набожность и богохульство. Яркие образцы Мистерия (театр.) — «Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина 15 в.), «Мистерия об осаде Орлеана» (пост. после 1429). Усиление реалистических и комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений Мистерия (театр.) В 19 — 1-й половине 20 вв. Мистерия (театр.) иногда ставятся в Обераммергау (Германия), в Париже перед собором Нотр-Дам. Ироническое осмысление средневековых Мистерия (театр.) отличает спектакль «История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962, «Театр народовы», Варшава).


Мистерия (театр.) с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религиозный обряд шахсей-вахсей. От неё ведёт начало один из видов персидской трагедии — тазийе.
Лит. : История западноевропейского театра т. 1. Мистерия (театр.), 1956.



"БСЭ" >> "М" >> "МИ" >> "МИС"

Статья про "Мистерия (театр.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 547 раз
Коптим скумбрию в коробке
Каракатица на гриле

TOP 20