Модернизм (течение в католицизме)

Определение "Модернизм (течение в католицизме)" в Большой Советской Энциклопедии


Модернизм, течение в католицизме, возникшее в конце 19 — начале 20 вв. Сторонники Модернизм (течение в католицизме), расходясь по ряду вопросов с позицией церкви, выступили с критикой некоторых сторон учения и практики католической церкви, выдвинули систему взглядов, направленную на приспособление католического вероучения к современным условиям общественной жизни и к современному уровню науки. Виднейшими представителями Модернизм (течение в католицизме) были во Франции — А. Луази, Л. Дюшен, Модернизм (течение в католицизме) Блондель, в Германии — Г. Шелль, в Великобритании — Дж. Тиррелл, в Италии — Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Основные положения Модернизм (течение в католицизме): религия создана человеком; библия — не боговдохновенная книга; Христос не был сыном бога, а был еврейской Мессией, зачинателем религиозного движения; следует различать вечную сущность христианских догм и конкретно-исторической формы их проявления, зависящие от развития общества; церковь должна отказаться от наиболее примитивных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом, разумеется, Модернизм (течение в католицизме) не отказался от веры в сверхъестественное). Некоторые представители Модернизм (течение в католицизме) (например, А. Луази) отвергали догмат о непогрешимости папы, о его верховной власти. В 1907 Ватикан осудил Модернизм (течение в католицизме) как «синтез всех ересей» декретом Пия Х «Lamentabili» и энцикликой «Pascendi». Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их сочинения были включены в «Индекс запрещенных книг». В 1910 Ватикан ввёл антимодернистскую присягу для лиц, посвящаемых в очередной духовный сан, для профессоров католических богословских факультетов, служащих епископских курий и др.


Католическая церковь, осудившая Модернизм (течение в католицизме), со временем сама встала перед необходимостью учёта изменившихся в мире условий, эволюции сознания широких масс верующих, успехов науки и общественного прогресса. Вопросы «обновления» были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962—65), давшего толчок к дальнейшей модернизации церкви. Течения, аналогичные Модернизм (течение в католицизме), получили распространение (особенно после 2-й мировой войны 1939—45) и в др. религиях — православии, протестантизме, иудаизме, исламе и др. Их сторонники в целях укрепления сильно подорванных позиций религии требуют «обновления» догматики, культа, структуры и практики церквей.



Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, пер. с франц., [Модернизм (течение в католицизме)], 1915; Керенский В., Римско-католический модернизм, Хар., 1911; Шейнман Модернизм (течение в католицизме) Модернизм (течение в католицизме), Модернизм и модернизация в католицизме, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, Модернизм (течение в католицизме) — Л., 1958, т. 2; Беленький Модернизм (течение в католицизме), Иудаизм, Модернизм (течение в католицизме), 1966; Великович Л., Кризис современного католицизма, Модернизм (течение в католицизме), 1967; Мчедлов Модернизм (течение в католицизме), Эволюция современного католицизма, Модернизм (течение в католицизме), 1967; Бабосов Е., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск, 1971; Курочкин П., Эволюция современного русского православия, Модернизм (течение в католицизме), 1971; Аширов Н., Эволюция ислама в СССР, Модернизм (течение в католицизме), 1972.
  Модернизм (течение в католицизме) Модернизм (течение в католицизме) Шейнман.




"БСЭ" >> "М" >> "МО" >> "МОД"

Статья про "Модернизм (течение в католицизме)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 497 раз
Пицца в сковороде
Сингапурский салат

TOP 20