Моисси Александр

Определение "Моисси Александр" в Большой Советской Энциклопедии


Моисси (Moissi) Александр (Сандро) (2.4.1880, Триест, — 23.3.1935, Лугано), немецкий актёр. По национальности албанец. С 1898 учился в Венской консерватории (баритон), был статистом, затем актёром «Бургтеатра». С 1904 работал под руководством М. Рейнхардта, в 1905—33 в Немецком театре и «Каммершпиле» (Берлин). Одухотворённость, мягкое изящество пластики актёра, богатство оттенков пленительного голоса помогало ему создавать образы мечтательных, одиноких, легкоранимых людей — Освальд («Привидения» Ибсена) и др. Разочарование в окружающей его буржуазной действительности, демократические взгляды актёра сказались в стремлении передать трагедию чистых, благородных героев, мучительно страдающих от грубого столкновения с жестокостью и несправедливостью жизни, — Гамлет («Гамлет» Шекспира), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Иванов («Иванов» Чехова). Эмоциональность, близкая творчеству М., героическая тема помогли воплощению образов Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Маркиз Поза («Дон Карлос» Шиллера). Актёр широкого диапазона, он в совершенстве владел и трагикомическим гротеском. Среди его лучших ролей были Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Мефистофель («Фауст» Гёте) и др. Играл также в пьесах Ф. Грильпарцера, А. Шницлера, Г. Гофмансталя, Ф. Ведекинда. Участвовал в организации Зальцбургского фестиваля. После прихода к власти фашистов покинул в 1933 Германию, работал в Австрии, Италии. Гастролировал в СССР (1924, 1925). Высоко ценил достижения русского советского театра, деятельность К. С. Станиславского и МХАТ.


Лит.: Клюев В., Моисси, в сборнике: Труд актёра, в. 4, М., 1959; Вöhm Н., Moissi. Der Mensch und der Künstler in Worten und Bildern, B., 1927.
  И. Я. Новодворская.



"БСЭ" >> "М" >> "МО" >> "МОИ"

Статья про "Моисси Александр" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 358 раз
Коптим скумбрию в коробке
Луковый соус

TOP 20