Монада

Определение "Монада" в Большой Советской Энциклопедии


Монада (от греч. monás, родительный падеж monаdos — единица, единое), понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие Монада перешло к Платону (диалог «Филеб»), а от Платона — в неоплатонизм, где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации.


  В философию нового времени понятие Монада вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно Монада отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие Монада играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. Монада Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница, разработавшего специальное учение о Монада — «монадологию». По определению Лейбница, Монада — это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа Монада исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, «монадология» Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие Монада разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия — США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).



Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67—76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. — Münch., 1965.
  Г. Г. Майоров.



"БСЭ" >> "М" >> "МО" >> "МОН" >> "МОНА"

Статья про "Монада" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 639 раз
Пицца в сковороде
Чистим кильку легко и просто

TOP 20