БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
МонастыриОпределение "Монастыри" в Большой Советской Энциклопедии
Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла (при Монастыри функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков, они становятся главными центрами борьбы против научной мысли и передовых идей. Сильное потрясение испытали католические Монастыри в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием Монастыри и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые Монастыри со 2-й половины 16 в. ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. Монастыри, и прежде всего Монастыри иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по Монастыри был нанесён буржуазным революциями 18-19 вв. (особенно Великой французской революцией). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения буржуазная реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые Монастыри С конца 19 в. число Монастыри стало расти, а их реакционная деятельность (борьба против рабочего демократического движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. некоторые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелических церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие Монастыри, допустили их появление. В исторической литературе нередко Монастыри называют обители мусульманских дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество). В большинстве современных капиталистических стран Монастыри перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономических единиц. Накопления, производимые в Монастыри, сосредоточиваются у монашеских орденов, которые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение Монастыри, их деятельность регулируется государственными установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, некоторые Монастыри прекратили существование. В 60-70-х гг. 20 в. многие Монастыри оказались под воздействием процессов модернизации католической церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962-65 Монастыри обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями. Согласно официальным данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католических Монастыри (но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10-20 чел.). Западно-европейские Монастыри являются активными проводниками политики клерикализма. В СССР церковь отделена от государства; небольшое число существующих здесь православных Монастыри являются чисто религиозными организациями. В европейских социалистических странах Монастыри как крупные земельные собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие земельные участки Монастыри: в Албании - 27 мая 1946, в Болгарии - 12 марта 1946, в Венгрии - 15 марта 1945, в Польше - в марте 1950, в Чехословакии - 14 и 18 октября 1949, в Югославии - в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й половине 19 в.) с.-х. имущество Монастыри, согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности Монастыри
В социалистических государствах Азии Монастыри также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в декабре 1928 решением Великого народного хурала крупная феодальная собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 земли Монастыри подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950) земли Монастыри подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами. Монастыри в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. Монастыри сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. В первые века после крещения Руси Монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский Монастыри Наряду с крупными Монастыри (Киево-Печерским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12-13 вв. распространение получили мелкие Монастыри, имевшие по 3-5 монахов-отшельников. Во 2-й половине 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу Монастыри - монахи были переведены на общежительный устав. Роль Монастыри в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает. В 14-15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные Монастыри; в 16 в. на С., в Подвинье, - Антониево-Сийский Монастыри; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные Монастыри основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского во 2-й половине 16 в. в России было не менее 200 Монастыри Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения Монастыри с крестьянами. Монастыри опутывали крестьян сетью долговых обязательств («серебренечество»). В конце 15-16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церковном соборе был поставлен вопрос о ликвидации церковного и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости Монастыри владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 правительство запретило производить земельные вклады в крупные Монастыри, а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении Монастыри приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, Монастыри усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594-95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606-07) Монастыри деятельно помогали правительству Василия Шуйского в подавлении крестьянского движения. Оправившись после экономической разрухи, нанесённой Крестьянской войной и иностранной интервенцией начала 17 в., Монастыри вновь стали к середине 17 в. серьёзной экономической и политической силой. правительство Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило Монастыри покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост Монастыри сократился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы, запретил Монастыри скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губернии секуляризация была проведена в 1786-1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I Монастыри снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. Монастыри использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии. На территории многонациональной Российской Империи имелись также буддийские и католические Монастыри
К 1917 в России насчитывалось 1025 православных Монастыри, в которых было около 100 тыс. монахов, монахинь и «послушников». Монастыри в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавра - около 1,5 млн. руб. в год). Монастыри враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражданской войны 1918- 20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства от 20 января (2 февраля) 1918 церковь была отделена от государства, а имущество Монастыри объявлено народным достоянием. Земли Монастыри были розданы крестьянам, многие здания Монастыри отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных Монастыри с небольшим числом монахов. Монастыри являются чисто религиозными организациями. Архитектура Монастыри отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в общественной жизни. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. в Индии появились буддийские Монастыри, распространившиеся в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные Монастыри (главным образом на З. Индии - в Аджанте, 2 в. до н. э. - 7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, около 400-700) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки; аналогичны пещерные Монастыри Китая (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366). Монастыри из наземных построек, известные в Индии (Наланда, основан в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14-17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Восточной Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я половина 19 в.; см. илл.). Ламаистские Монастыри Тибета строились но строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо. середина 8 в., с главными зданиями, помещенными на оси В. - З.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии Монастыри распространились с конца 16 в.: наряду с Монастыри типа «хуре» (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились Монастыри китайского («сумэ»), тибетского («хит») и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904-08; Амур-Баясхуланту-хит, 17-18 вв.). В 18 в. ламаистские Монастыри распространились в Бурятии («дацаны» - обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии («хурулы» - комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов). Христианские комплексы Монастыри появились в Восточной Римской империи в коптском Египте в 4-5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый Монастыри, около 440; Красный Монастыри, 5 в.); к древневосточным укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри которых - церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Северной Африки (Тебесса в Алжире, 5-6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5-6 вв.). В 6-9 вв. сформировались архитектурный тип и планировка западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план Монастыри Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820). В окруженном стенами регулярно распланированном Монастыри доминировала церковь, к которой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хозяйственный двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция Монастыри варьировалась различными орденами. Монастыри и монастырские церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088-12 в., церковь Марии на озере Лах в Германии, 1093-1156, см. илл.) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией немецкого ордена связаны Монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13 - 14 вв.). Православные Монастыри Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские Монастыри имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (византийские монастыри - Хора в Константинополе, 5-15 вв., и на полуострове Айон-Орос; Санаин, см. илл.; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киево-Печерская лавра, Гелатский монастырь). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архитектурные формы служебных и хозяйственных построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с народным зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные Монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Русские Монастыри, постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архитектурные ансамбли, объединившие произведения многих эпох. При основании и расширении Монастыри учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплексе ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте Монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (московские Монастыри 16-17 вв. - Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архитектурные формы рус. Монастыри до середины 16 в. были строгими, лаконичными, а к концу 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт Монастыри активно участвовали в формировании облика городов.
В периоды Возрождения и особенно барокко Монастыри-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546-74), уступали место парадным ансамблям Монастыри-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный Монастыри). В 19-20 вв. новые Монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, архитектор Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские Монастыри стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, Монастыри, 1908; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., Монастыри, 1960; Тихомиров Монастыри Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сборнике: Исторические записки, т. 3, Монастыри, 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, Монастыри, 1958; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., Монастыри, 1966; Ильин Монастыри А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, Монастыри, 1954; BraunfeIs W., Abendländische Klosterbaukunst, Köln, 1969.
Статья про "Монастыри" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 592 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||