БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Монголоведение

Значение слова "Монголоведение" в Большой Советской Энциклопедии


Монголоведение, комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, археологию, этнографию, язык и литературу монгольских народов. Основой для развития Монголоведение
послужили сочинения монгольских авторов 13—17 вв., династийные китайские хроники, сочинения китайских, персидских, арабских, армянских, грузинских авторов и русских летописцев, мемуары путешественников и послов в Монголии 13 в. (Плано Карпини, В. Рубрука, Марко Поло и др.).

  Начальный этап развития Монголоведение в Европе относится к 18 в., когда французские миссионеры-синологи Ж. Б. Дюгальд, Ж. де Гинь, Ж. Майя и другие впервые ввели в научный оборот сведения некоторых китайских хроник и исторических сочинений о монголах.

  В это же время в России историки Г. Ф. Миллер и И. Е. Фишер использовали документы русских архивов о Монголии, синологи И. К. Россохин и А. Л. Леонтьев перевели с китайского и маньчжурского языков ряд сочинений о Монголии и её подчинении Цинской династии Китая.

  Территориальная близость и длительные разносторонние русско-монгольские связи привели к тому, что в 19 в. общепризнанным центром мирового Монголоведение стала Россия. Монгольской грамматикой И. Я. Шмидта (начало 19 в.) положено начало монгольскому языкознанию и вообще монгольской филологии в России и Западной Европе. Основные направления Монголоведение в России в это время — источниковедение, публикация памятников, филология, а в области истории — медиевистика. Публикации Шмидта, С. В. Липовцева, П. И. Кафарова, Г. Гомбоева, А. В. Попова, Д. Банзарова, А. Монголоведение Позднеева и др. открыли для науки ряд монгольских хроник и летописей. Труды Н. Я. Бичурина, И. Н. Березина, К. П. Патканова, В. П. Васильева, В. Монголоведение Успенского, Д. З. Покотилова, Г. Н. Потанина, В. В. Радлова, Э. В. Бретшнейдера, Н. И. Веселовского, В. Л. Котвича и др. ввели в научный оборот много китайских, персидских, армянских и арабских источников, материалов этнографических и археологических экспедиций. Труды языковедов и филологов А. А. Бобровникова, О. Монголоведение Ковалевского, К. Ф. Голстунского, Позднеева и др. внесли значительный вклад в изучение монгольских языков, фольклора и литературы.

  Среди западно-европейских исследователей видное место в 19 в. принадлежало шведскому учёному А. д"Оссону, создавшему труд по истории Монголии, в котором впервые использован «Сборник летописей» Рашидаддина, сочинения Джувейни и других персидских авторов, ряд источников на армянском, арабском, грузинском и других языках. Публикации по китайским источникам осуществил французский учёный А. Ремюза. 3-томную работу по истории монголов опубликовал английский историк Х. Хауорс. Во 2-й половине 19 в. вышли труды по истории Монголии Ф. Эрдмана (Германия), К. Дугласа и Д. Карратерса (Великобритания).

  Работам многих буржуазных монголоведов были свойственны объективизм, европоцентризм и апология колониализма.

  На рубеже 19—20 вв. мировую известность получили труды В. В. Бартольда, который одним из первых уделил большое внимание социально-экономическим аспектам монгольской истории. Развернулась деятельность путешественников П. К. Козлова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, появились труды по экономике Монголии Монголоведение И. Боголепова и Монголоведение Н. Соболева, А. П. Болобана, Ю. Кушелёва и др.

  Эпоха, открывшаяся Великой Октябрьской социалистической революцией, обусловила становление нового этапа в Монголоведение В работах советских учёных И. Монголоведение Майского, А. Д. Каллинникова и др. были исследованы проблемы социально-экономических отношений в феодальной Монголии, национально-освободительного движения, Народной революции 1921 и др. Книга Б. Я. Владимирцова об общественном строе монголов заложила прочные основы марксистского изучения истории дореволюционной Монголии, кочевых народов вообще. Труды Владимирцова по монгольской словесности предопределили последующее разделение филологических исследований на лингвистические, текстологические и литературоведческие.

  С. А. Козиным были опубликовал текст и русский перевод памятника 13 в. «Сокровенное сказание» (его изучению посвятили работы венгерский учёный Л. Лигети, французский — А. Мостарт, П. Пеллио, немецкий — Э. Хениш, монгольский филолог Монголоведение Гаадамба; на современном монгольском языке «Сокровенное сказание» опубликовал Ц. Дамдинсурэн в Улан-Баторе). Козину принадлежат также исследования эпосов «Гэсэриада» и «Джангарнада». Н. П. Шастина опубликовала перевод и исследование монгольских летописей 17 в. — «Шара туджи» (анонимная) и «Алтан тобчи» Лубсан Данзана. Советская Монголоведение развивалось в сотрудничестве с молодыми, возникшими после Народной революции 1921 научными учреждениями МНР, изучающими историю, экономику, язык, материальную и духовную культуру своей страны. Значительное внимание проблемам Монголоведение уделяется в республиках СССР (Бурятская АССР, Казахская ССР, Калмыцая АССР), где за годы Советской власти выросли значительные кадры монголоведов. Вопросы Монголоведение разрабатываются в трудах географов (В. А. Обручев, Э. Монголоведение Мурзаев), археологов (С. В. Киселёв, А. П. Окладников), филологов (Г. Д. Санжеев, Ю. Н. Рерих, Т. А. Бертагаев, Г. Н. Румянцев, Г. И. Михайлов, Л. К. Герасимович, А. В. Бурдуков), историков (А. Ю. Якубовский, Л. С. Пучковский, С. Д. Дылыков, И. Я. Златкин, П. П. Старицина, А. Т. Якимов Н. П. Шастана, Н. Ц. Мункуев, Л. Н. Гумилёв, Л. Монголоведение Гатауллина, Монголоведение И. Гольман), экономистов (С. К. Рощин, Г. С. Матвеева и др.).

  Большой вклад в развитие Монголоведение вносят монгольские учёные, для которых Монголоведение — наука о прошлом и настоящем их родины. За годы народной власти они создали фундаментальные исследования по истории (Б. Ширендыб, Ш. Нацагдорж, Х. Пэрлээ, Н. Сэр-Оджав, Ш. Вира, Б. Тудэв, Д. Гонгор, С. Пурэвжав и др.), экономике (Н. Жагварал, Д. Дугар), географии (Ш. Цэгмид, Б. Гунгадаш), литературе (Ц. Дамдинсурэн, Ш. Лувсанвандан, Б. Ринчен, П. Хорло) и искусству (подробнее см. в ст. Монгольская Народная Республика, раздел Общественные науки). Созданные в 60-х гг. АН МНР и её общественноведческие институты превратились в ведущие центры Монголоведение В Улан-Баторе осуществляется серийная публикация памятников («Monumenta historica», «Studia Folklorica», «Corpus scriptorum mongolorum» и др.), самостоятельно и совместно с советскими учёными и учёными других социалистических стран регулярно проводятся научными экспедиции.

  С конца 40-х гг. Монголоведение развивается в социалистических странах: ВНР (Л. Лигети, Д. Кара, А. Рона-Таш), ЧССР (П. Поуха), ГДР (К. Губер, Г. Фитце, Э. Таубе, Р. Бауве), ПНР (С. Калужиньский, Монголоведение Левицкий, П. Рачневский, В. Дыновский и др.), начинает развиваться Монголоведение в СРР и НРБ.

  Успехи Монголоведение в социалистических странах способствуют утверждению в мировом Монголоведение передовой научной методологии. Международные конгрессы монголоведов (1959, 1970, Улан-Батор) подтвердили ведущие позиции марксистской школы в Монголоведение В целях координации деятельности монголоведов 2-й Международный конгресс монголоведов образовал Постоянный комитет. Известную роль в укреплении международного сотрудничества в области Монголоведение играет и Постоянная международная конференция алтаистов (с центром в США), ежегодно (с 1954) проводящая свои сессии.

  Основными направлениями Монголоведение в буржуазных странах остаются источниковедение, языкознание, филология и публикация источников (главным образом в США и ФРГ). Его представителями осуществлён ряд исследований по монгольской истории, языку и литературе (В. Хайссиг — в ФРГ; Г. Серройс, Ф. Лессинг, Дж. Крюгер, Дж. Боссон — в США; К. Сакамото, Монголоведение Мураками, С. Ивамура, Г. Абемацу, С. Одзава, С. Хаттори — в Японии). С середины 50-х гг. в Великобритании и особенно в США (О. Латтимор, Дж. Фритерс), а также в Японии (К. Танака) отмечается рост интереса к изучению новейшей истории МНР, её политики, международного положения, экономики и государственного устройства. Но некоторые из этих трудов страдают тенденциозностью, особенно в освещении монгольско-советских отношений (Р. Рупен, У. Баллис, Г. Мёрфи — в США; Ч. Боуден — в Великобритании).

  Центры Монголоведение в СССР: институт востоковедения в Москве, его ленинградское отделение, институты этнографии, экономики мировой социалистической системы, археологии АН СССР, институт общественных наук Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР в Улан-Удэ, институт языка, литературы и истории при Совете Министров Калмыцая АССР в Элисте, институт истории, литературы и философии Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. Монголоведов готовят институт стран Азии и Африки при МГУ, Московский институт международных отношений, восточный факультет ЛГУ, Иркутский университет. Центры Монголоведение в зарубежных социалистических странах: институты истории, языка и литературы, философии, социологии и права АН МНР, востоковедные центры НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, а также университеты в Улан-Баторе, Будапеште, Берлине, Варшаве. В СССР проблемы Монголоведение освещаются в журналах: «Народы Азии и Африки», «Проблемы Дальнего Востока», «Азия и Африка сегодня» и некоторых других периодических изданиях; в других социалистических странах — в журналах: «БНМАУ-ын Шинжлэх ухааны академийн мэдээ» (Улаанбаатар, 1961— ); «Эдийн засгийн асуудал» (Улаанбаатар, 1956— ); «Acta Orientalia»... (Bdpst, 1950— ); «Novy Orient» (Praha, 1945— ); «Rosznik orientalistyczny» (Krakоw, 1914— ).

  В капиталистических странах Монголоведение занимаются в университетах Индианском, Колумбийском, Гарвардском (США), Лидса (Великобритания), Парижа (Франция), Бонна, Мюнхена, Висбадена (ФРГ), Копенгагена (Дания), Токио, Осаки, Киото (Япония); кроме того, в Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета, Школе живых восточных языков (Париж), Ассоциации азиатских исследований (Анн-Арбор, США) и в других научных центрах. Вопросы Монголоведение освещаются в изданиях: «Journal Asiatique» (P., 1822— ); «Bulletin of the school of Oriental and African studies» (L., 1917— ); «The Far Eastern Quarterly» (Lancaster, 1941— ); «The Mongolia Society» (Bloomington, 1962— ) и др.

 

  Лит.: Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Шастина Н. П., История научения Монгольской Народной Республики (краткий очерк), в кн.: Монгольская Народная Республика, Монголоведение, 1952; её же, Изучение истории Монголии после Октября, «Народы Азии и Африки», 1967, № 4; Герасимович Л. К., Литература Монгольской Народной Республики 1921—1964 годов, Л., 1965; Михайлов Г. И., Литературное наследство монголов, Монголоведение, 1969; Востоковедение в Ленинградском университете, «Уч. зап. ЛГУ, Сер. востоковедческих наук», 1960, № 296, в. 13; Востоковедные фонды крупнейших библиотек Советского Союза, Монголоведение, 1963.

  Е. В. Бойкова, И. Я. Златкин.

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Монголоведение"

Монголия Внутренняя | Буква "М" | В начало | Буквосочетание "МО" | Монголоидная раса


Статья про слово "Монголоведение" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2651 раз


Интересное