БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Монтаж (в кино)Определение "Монтаж (в кино)" в Большой Советской ЭнциклопедииМонтаж в кино, творческий и одновременно технический процесс в создании фильма, особая форма художественного мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). Монтаж (в кино) связан с драматургической или тематической структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются смысловые, изобразительные, масштабно-пространственные, динамические и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска Монтаж (в кино) зависят от характера действия, игры актёров; его назначение - найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг. режиссер А. Смит (Великобритания) и Э. Портер (США), в период расцвета «немого» кино в 1920-е гг. - Т. Инс, Д. У. Гриффит (США), А. Ганс (Франция), советские режиссеры С. Монтаж (в кино) Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени изменило и расширило выразительные возможности Монтаж (в кино), вызвало появление новых технических приёмов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в которых использовались эти новые возможности Монтаж (в кино) В киноискусстве 60 - начала 70-х гг. основными формами являются: расчленённый Монтаж (в кино) - разделение действия, ансамбля мизансцены на отдельные кадры-фрагменты, снятые с разных точек; Монтаж (в кино) на движении, переходящем из кадра в кадр; Монтаж (в кино), подчинённый содержанию диалога или авторского текста; параллельный Монтаж (в кино) - чередование-сопоставление нескольких действий, происходящих одновременно в разных местах; тематический Монтаж (в кино) - по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; Монтаж (в кино), в котором реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый Монтаж (в кино) - изменение объектов съёмки, их «крупностей» внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму Монтаж (в кино) Монтажное видение стало новой эстетической категорией, одним из характерных свойств киноискусства 1-й половины 20 в. Приёмами кинематографического Монтаж (в кино) пользуется телевидение, его влияние проявляется в некоторых произведениях художественной литературы, в области изобразительных искусств, в полиграфин, в экспозиции выставок. Как технический процесс Монтаж (в кино) производится на киностудиях в специальных цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. Монтаж (в кино) проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра. Монтаж (в кино) проходит ряд последовательных этапов. Полученный материал - киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента с фонограммой - подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом Монтаж (в кино) проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов. После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и другие надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. Монтаж (в кино) заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3-5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т. н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке. Такие же стадии Монтаж (в кино) проходят и телевизионные фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена особая форма Монтаж (в кино) во время прямых, непосредственных передач в эфир с места событий, без предварительной фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевизионной технике позволило усовершенствовать Монтаж (в кино) и сделать его более оперативным.
Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, [Монтаж (в кино)], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [Монтаж (в кино)], 1941; его же, Кадр и монтаж, Монтаж (в кино), 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, Монтаж (в кино), 1955; Эйзенштейн С. Монтаж (в кино), Избр. статьи, Монтаж (в кино), 1956; его же, Избр. произведения, т. 2, Монтаж (в кино), 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, Монтаж (в кино), 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [Монтаж (в кино), 1966]; Рейсц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [Монтаж (в кино), I960]; Фелонов Л., Монтаж как художественная форма, Монтаж (в кино), 1966.
Статья про "Монтаж (в кино)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 565 раз |
TOP 20
|
|||||||