Монументальная пропаганда
Определение "Монументальная пропаганда" в Большой Советской Энциклопедии
Монументальная пропаганда, выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции и комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Началом Монументальная пропаганда был декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление Монументальная пропаганда осложнялось большими организационными и материально-техническим трудностями и саботажем буржуазной интеллигенции. Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произведения Монументальная пропаганда создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в «вечные» материалы. В 1919—20, когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по Монументальная пропаганда сократились, получили развитие такие формы Монументальная пропаганда, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р. Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с памятниками «Борцам революции» (1917—19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920—23, архитектор И. А. Фомин)]. Большое место в Монументальная пропаганда этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»). С укреплением Советской власти Монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919), Самарканд и другие города, с 1920 — на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 — на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём Монументальная пропаганда В 1922—23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, архитектор В. А. Витман; открыт в 1925; см. илл.) — в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт Монументальная пропаганда был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; см. илл.). Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения Монументальная пропаганда (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана Монументальная пропаганда Участие в Монументальная пропаганда было большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В истории советской художественной культуры в целом Монументальная пропаганда стала тем важнейшим этапом, на котором впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169—172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105—106, 158; т. 50, с. 68—69, 73, 101, 182, 191—192; т. 51, с. 99—100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401—06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, «Декоративное искусство СССР», 1968, № 4; его же. Кому пролетариат ставит памятники, «Декоративное искусство СССР», 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За ленiнським планом. Монументальна пропаганда на Украïнi в першi poки радянськоï влади, Киïв, 1969. А. А. Стригалёв.
Статья про "Монументальная пропаганда" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 870 раз
|