БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Мусоргский Модест ПетровичОпределение "Мусоргский Модест Петрович" в Большой Советской Энциклопедии
Все эти работы подготовили М. к созданию одного из величайших его творений — оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. М. работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. «Хованщина» (либретто М., начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874—80). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875—77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др. В последние годы жизни М. испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).
Великий гуманист, демократ и правдолюбец, М. стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем М. был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого М. искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя М. и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, М. создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.
Лит.: Стасов В. В., Собрание статей о Мусоргском и его произведениях, М. — П., 1922; Мусоргский. [Статьи и исследования], т. 1— «Борис Годунов», М., 1930; М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, М., 1932 (лит.); Туманина Н., М. П. Мусоргский, М. — Л., 1939; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963: Хубов Г., Мусоргский, М., 1969.
Статья про "Мусоргский Модест Петрович" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 759 раз |
TOP 20
|
|||||||||