Новгородская школа

Определение "Новгородская школа" в Большой Советской Энциклопедии


«Битва новгородцев с суздальцами»
Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородская школа, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Новгородская школа велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.



«Еван, Георгий и Власий»
Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.
  М. И. Андреев.


Инициал из Евангелия
Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле
«Три волхва на конях»
«Устюжское благовещение»
Феофан Грек. «Голова ангела»
Церковь Георгия в Старой Ладоге
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье
«Чудо Георгия о змие»

"БСЭ" >> "Н" >> "НО" >> "НОВ" >> "НОВГ"

Статья про "Новгородская школа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 606 раз
Пицца в сковороде
Панайпай

TOP 20