Нус

Определение "Нус" в Большой Советской Энциклопедии

Нус (греч. nús — мысль, ум, разум), одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.



В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Нус есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму, солнце есть «всецело Нус»; по Архелаю, «бог есть воздух и Нус» и т.п. Наиболее разработанную концепцию Нус в этот период дал Анаксагор. Что касается Нус в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Нус, знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).


Идеалистическую концепцию Нус как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Нус и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Нус, который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Нус называл перводвигателем. Т. о., в учении о Нус не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма.


Стоики (см. Стоицизм), считая Нус божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2—1 вв. до н. э.) Нус переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Нус и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Нус как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Нус от всего душевного и телесного.



Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Нус как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Нус у Плотина отличается как от «единого», так и от «души» и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Нус разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Нус, а через Нус и в «едином».


Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Нус Триадическое расчленение Нус дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.


Античная теория Нус имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.
  А. Ф. Лосев.



"БСЭ" >> "Н" >> "НУ" >> "НУС"

Статья про "Нус" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 738 раз
Коптим скумбрию в коробке
Семга на горелке

TOP 20