Ахейский союз, федерация древнегреческих городов в Пелопоннесе. Ахейский союз являлся объединением 12 поселений Ахайи (Ахеи; отсюда название союза). В последней трети 4 в. до н. э. распался. Около 280 возродился как антимакедонское федеративное государство, включавшее 4 ахейских полиса, к которым в 275 присоединился Эгион (ставший центром Ахейский союз) и вскоре вся Ахайя. В 251 к союзу был присоединён Сикион, после чего при Арате(2-я половина 3 в.), присоединившем Коринф, Эпидавр, Мегару и другие города, начался расцвет Ахейский союз В Ахейский союз не было города-гегемона, входившие в союз города пользовались внутренней автономией. Верховная власть принадлежала собранию союзных граждан, собиравшемуся два раза в год в Эгионе. Каждый город - член Ахейский союз - имел в собрании один голос. Собрание решало важнейшие дела и избирало высших должностных лиц: стратега (с правом переизбрания через год), наварха (начальника флота), гиппарха (начальника конницы). Ахейский союз имел общесоюзный суд. Расходы союза покрывались взносами отдельных городов, которые выставляли и воинские контингенты. Ахейский союз чеканил свою монету, имел единую систему мер. При Арате Ахейский союз добился ликвидации македонской гегемонии в Пелопоннесе. Но реформы III">Клеомена IIIв Спарте и вызванное ими аграрное движение в Пелопоннесе испугали олигархов. Арат, призвав македонского царя Антигона III Досона на помощь против Спарты, отдал союз под власть Македонии (221). В войне Рима с Македонией (200-197 до н.э.) Ахейский союз, возглавляемый Филопеменом, примкнул к Риму и в дальнейшем неоднократно использовался им для подавления освободительных и социальных движений в различных областях Греции (в Беотии, Спарте и др.). Однако усиление Ахейский союз и включение в его состав Спарты, Элиды и Мессении встревожило римлян; они стали активно вмешиваться в его дела, что вызвало сопротивление Ахейский союз, подавив которое в 146 до н. э., римляне распустили Ахейский союз Позднее на его и ряде соседних территорий была образована римская провинция (получившая название Ахайя). Лит.: Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.-Л., 1950. Н. Н. Пикус.