БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Ода (жанр поэзии и музыки)Определение "Ода (жанр поэзии и музыки)" в Большой Советской ЭнциклопедииОда (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «Ода (жанр поэзии и музыки)» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин «Ода (жанр поэзии и музыки)» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17—18 вв.) Ода (жанр поэзии и музыки) была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились Ода (жанр поэзии и музыки) духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию Ода (жанр поэзии и музыки) входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование «естественности» — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки Ода (жанр поэзии и музыки) «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово «Ода (жанр поэзии и музыки)» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие Ода (жанр поэзии и музыки) выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах термин «Ода (жанр поэзии и музыки)» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными Ода (жанр поэзии и музыки) (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и Ода (жанр поэзии и музыки) в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали Ода (жанр поэзии и музыки) для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
Статья про "Ода (жанр поэзии и музыки)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 445 раз |
TOP 20
|
|||||||