Оратория

Определение "Оратория" в Большой Советской Энциклопедии


Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.; на формирование Оратория оказали влияние жанры оперы и мадригала. Оратория с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, Оратория с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались Оратория, откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной Оратория с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская Оратория с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена Оратория с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской Оратория были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, Оратория с текстом на итальянском языке - Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской Оратория всё большее значение приобретают сольные разделы - речитативы и арии да капо; Оратория сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. Оратория писали многие итальянские оперные композиторы - А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская Оратория, возникает особая форма Оратория - т. н. «страсти».



  Большой вклад в развитие жанра внесли Оратория, написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические Оратория на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и Оратория на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха - т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии Оратория связан с творчеством И. Гайдна; его Оратория, написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. Оратория создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. - А. Онеггер («Жанна д"Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).


1-я русская Оратория относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. Оратория стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских Оратория - «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.


Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell" oratoria, Mil., 1964.



"БСЭ" >> "О" >> "ОР" >> "ОРА"

Статья про "Оратория" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 509 раз
Бургер двойного помола
Шотландский Стовис

TOP 20