Органическая архитектура

Определение "Органическая архитектура" в Большой Советской Энциклопедии


Аалто А. Х. Х. Собственный дом (Хельсинки)
Органическая архитектура, направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи Органическая архитектура были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х гг. Органическая архитектура становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей Под воздействием идей Органическая архитектура сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой. В ряде стран под влиянием Органическая архитектура возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции Органическая архитектура росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория Органическая архитектура была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l’Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений. Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили Органическая архитектура от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением Органическая архитектура к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии (см. Дезурбанизм) входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Всё это ограничивало диапазон Органическая архитектура главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей. После смерти Райта (1959) Органическая архитектура окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные Органическая архитектура, продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.
 



Гарделла И. Столовая фирмы «Оливетти» (Италия)
Лит.: Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Wright F. L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939; Zevi В., Towards an organic architecture, L., 1950.
  А. В. Иконников.


Гофф Б. Дом Форда (США)
Нёйтра Р. «Особняк в пустыне» (США)
Райт Ф. Л. Дом Джэкобса (США)
Райт Ф. Л. Дом Уиллитса (США)
Райт Ф. Л. Дом Уиллитса (США). План

"БСЭ" >> "О" >> "ОР" >> "ОРГ"

Статья про "Органическая архитектура" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 557 раз
Коптим скумбрию в коробке
Луковый соус

TOP 20