Орнамент

Определение "Орнамент" в Большой Советской Энциклопедии


Антаблемент и капитель храма Зевса
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, Орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.


Аттическая амфора (Афины)
Относительно происхождения Орнамент нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего Орнамент, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания. В Орнамент, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии Орнамент имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.



База колонны из Тель-Тайната (Сирия)
Возникновение Орнамент относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита Орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, Орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему Орнамент; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает Орнамент там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы Орнамент, во многом определяющие национальные художественные традиции.


Бека Опизари (Грузия). Оклад иконы «Спас из Анчисхати»
К числу определяющих формальных особенностей Орнамент относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей Орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать Орнамент Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, Орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.


Ваза из Суз (Иран)
По мотивам, используемым в Орнамент, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т.п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т.д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов Орнамент используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род Орнамент представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).
 


Войлочный ковёр-«сырмак» (Казахстан)
  Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99; Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.
  Г. А. Недошивин.


Глиняная кружка из Кара-Тепе
Глиняная чаша из Эсихи (Испания)
Глиняный сосуд (Европейская часть СССР)
Глиняный сосуд из стоянки Ленковцы (Украина)
Дверная перемычка (Новая Зеландия)
Деревянный фриз (Владимирская губерния)
Каменный портал церкви Лусаворич (Армения)
Керамический сосуд (Крит)
Михраб мечети аль-Джуюши (Каир)
Окно церкви Петра и Павла (Ярославль)
Покрывало из Лагартеры (Испания)
Поливное керамическое блюдо (Таджикистан)
Серебряная цата (Великий Устюг)
Фигурка птицы из стоянки Мезино (Новгород-Северский)
Фриз тронной комнаты Палаццо Реале (Неаполь)
Юрай Далматинец. Лоджия деи Мерканти в Анконе

"БСЭ" >> "О" >> "ОР" >> "ОРН"

Статья про "Орнамент" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 622 раз
Бургер двойного помола
Буддийская молитва в Камбодже

TOP 20