«Ослиный хвост»

Определение "«Ослиный хвост»" в Большой Советской Энциклопедии


«Ослиный хвост», группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» и организовавшая в 1912 две одноименные выставки — одну в Москве, другую, совместно с членами «Союза молодёжи», в Петербурге. Эпатирующее название ««Ослиный хвост»», связанное с одним из эксцессов французского авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художественного творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое «огрубление» образного строя сближали художников ««Ослиный хвост»» с практикой литературного футуризма. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес «западничеству» «Бубнового валета» обратились к примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем некоторые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства — футуризму и кубизму. На следующих выставках группировки («Мишень», 1913; «№4», 1914) ряд её участников выступил с произведениями в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).
Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьяконицын Л. Ф., Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 — начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190—198.





"БСЭ" >> "О" >> "ОС" >> "ОСЛ"

Статья про "«Ослиный хвост»" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 532 раз
Коптим скумбрию в коробке
Семга на горелке

TOP 20