БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Офорт

Значение слова "Офорт" в Большой Советской Энциклопедии


Офорт (от франц. eau-forte - азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются
Дж. Моранди. Натюрморт. 1950.
путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника Офорт менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную - в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «Офорт» часто включают и другие виды гравюры с травлением - акватинту, лавис, которые обычно сочетаются со штриховым Офорт, а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой Офорт, применяться для цветной печати.

  Э. М. Фарбер.

  Как правило, к Офорт обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике Офорт возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии Офорт, дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле - кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В Офорт возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа - от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,- всё это придаёт Офорт черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.

  Первые известные Офорт были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для Офорт использовались железные «доски»; в 17-18 вв. гравёры работали на медных «досках» и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства Офорт относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров Офорт Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности Офорт и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров Офорт- Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени - Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития Офорт: творческий Офорт и репродукционный. Блестящими мастерами творческого Офорт были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Офорт Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного Офорт На рубеже 18-19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии Офорт Обладая поразительным чувством материала, он сочетает Офорт с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 - начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности Офорт путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры «доски», соединения травления и печати тиснением. К Офорт обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский Офорт представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них - И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место Офорт занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории Офорт см. в ст. Гравюра.

  К. В. Безменова.

 

Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.- Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.- Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.- М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV-XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17-20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.

Дж. Моранди. Натюрморт. 1950.
Дж. Моранди. Натюрморт. 1950.


Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745-50).
Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745-50).


Д. Хопфер. «Шуты Маркольф и Боликана» (персонажи народных историй). Около 1520.
Д. Хопфер. «Шуты Маркольф и Боликана» (персонажи народных историй). Около 1520.


П. Поттер. «Корова». Середина 17 в.
П. Поттер. «Корова». Середина 17 в.


П. Пикассо. Иллюстрация к поэме П. Элюара «Перила». 1936.
П. Пикассо. Иллюстрация к поэме П. Элюара «Перила». 1936.


В. В. Матэ. Портрет П. М. Третьякова (с картины И. Е. Репина). 1894.
В. В. Матэ. Портрет П. М. Третьякова (с картины И. Е. Репина). 1894.


Х. Сегерс. «Пейзаж с двумя колокольнями». Цветной офорт. 1-я треть 17 в.
Х. Сегерс. «Пейзаж с двумя колокольнями». Цветной офорт. 1-я треть 17 в.


В. А. Серов. «Мальчик с петухом». 1896-98.
В. А. Серов. «Мальчик с петухом». 1896-98.


Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.


Т. Стейнлен. «Больной ребёнок». Офорт и мягкий лак. 1902.
Т. Стейнлен. «Больной ребёнок». Офорт и мягкий лак. 1902.


А. ван Дейк. Портрет Лукаса Ворстермана. Около 1626-32.
А. ван Дейк. Портрет Лукаса Ворстермана. Около 1626-32.


В. Толли «Озеро над городом». Цветной офорт. 1967.
В. Толли «Озеро над городом». Цветной офорт. 1967.


Ж. Калло. «Эсгангарато и Кокодрилло». Из серии «Балли ди Сфессания» («Танцы беззадых», 1622).
Ж. Калло. «Эсгангарато и Кокодрилло». Из серии «Балли ди Сфессания» («Танцы беззадых», 1622).


И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.
И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.


Ф. Гойя. «Родословная». Из серии «Капричос» (1797-98).
Ф. Гойя. «Родословная». Из серии «Капричос» (1797-98).


Каналетто. «Отшельник». Середина 18 в.
Каналетто. «Отшельник». Середина 18 в.


К. Коро. «В дюнах. Воспоминания о Гаагском лесе». 1869.
К. Коро. «В дюнах. Воспоминания о Гаагском лесе». 1869.


И. А. Фомин. «Рим». Офорт и акватинта. 1910.
И. А. Фомин. «Рим». Офорт и акватинта. 1910.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Офорт"

Оформительское искусство | Буква "О" | В начало | Буквосочетание "ОФ" | «Офранцуженные»


Статья про слово "Офорт" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5846 раз


Интересное