БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Палладио Андреа

Значение слова "Палладио Андреа" в Большой Советской Энциклопедии


Палладио (Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню
Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.
в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение П.— так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. илл., — оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для П. не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—70, см. илл.). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565—80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл.), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал трактат «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв. (см. Палладианство).

 

  Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.

 

  Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 290—308; Bolletino del Centro di studi d’architettura «Andrea Palladio», с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino, 1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966.

  М. Н. Соколов.

Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.
Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.


Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.
Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.


А. Палладио.
А. Палладио.


Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.
Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.


Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).
Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).


Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.
Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.


Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.
Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.


Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио.
Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио.


Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци.
Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци.


Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.
Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.


Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.
Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Палладио Андреа"

Палладин Владимир Иванович | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПА" | БААС


Статья про слово "Палладио Андреа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2755 раз


Интересное