Панисламизм

Определение "Панисламизм" в Большой Советской Энциклопедии

Панисламизм, религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.



Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, Панисламизм имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в Панисламизм отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «.. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. с. 166).


Первым идеологом Панисламизм был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить Панисламизм к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате Панисламизм в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана II">Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания Панисламизм было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение).


  В России Панисламизм лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии.


Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 Панисламизм служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи Панисламизм ещё пытаются использовать Панисламизм в антиимпериалистических целях, однако в целом Панисламизм вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.


Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; её же, Религии современного Востока (Идеология и политика), «Мировая экономика и международные отношения», 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Ali М., My life, Lahore, [1946]; Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, [Wash.], 1962.
Л. Р. Полонская.



"БСЭ" >> "П" >> "ПА" >> "ПАН" >> "ПАНИ"

Статья про "Панисламизм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 10 раз
Коптим скумбрию в коробке
Салат тофу

TOP 20