БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Пастель

Значение слова "Пастель" в Большой Советской Энциклопедии


Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стёртых в тонкий порошок
В. А. Серов. «В деревне. Баба с лошадью». 1898. Третьяковская галерея. Москва.
разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса, талька и т.д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Широкое использование штриха в Пастель сближает её с графикой. Светоносные чистые краски Пастель сохраняют свою первоначальную свежесть и силу, а их слой - нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи пульверизатора).

  Происхождение Пастель гипотетически относят ко 2-й половине 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин «pastello» впервые появляется в трактате теоретика маньеризма Дж. Пастель Ломаццо (конец 16 в.). Мастера Пастель 16-17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Х. Голциус в Голландии, Д. и Пастель Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) практически не переступают традиций чистого рисунка. С конца 17 в. в Пастель усиливаются живописные тенденции. Во Франции Ж. Вивьен исполняет в технике Пастель настоящие станковые картины. Расцвет Пастель происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. Пастель отвергается классицизмом именно из-за её изнеженности, приглушенности, отсутствия в ней линеарной напряжённости. С 1-й трети 19 в. в технике Пастель работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в Пастель сильную линию, звучность красок и богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлёнис в Литве. В 20 в. к Пастель обращается Пастель Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают советские мастера Пастель- С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.

 

  Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М.- Л., 1950; Brieger L., Das Pastell, В., [1921]; Hahn R., Pastellmalerei. Einführung in die Technik, 4 AufL, Ravensburg, [1948]; Robert K., Le pastel, P., 1951.

  В. Д. Синюков.

В. А. Серов. «В деревне. Баба с лошадью». 1898. Третьяковская галерея. Москва.
В. А. Серов. «В деревне. Баба с лошадью». 1898. Третьяковская галерея. Москва.


С. В. Малютин. Портрет Г. Пастель Передерия. 1919. Челябинская городская картинная галерея.
С. В. Малютин. Портрет Г. Пастель Передерия. 1919. Челябинская городская картинная галерея.


Ж. Б. Перронно. Портрет М. К. де Латура. 1750. Музей Лекюйе. Сен-Кантен.
Ж. Б. Перронно. Портрет М. К. де Латура. 1750. Музей Лекюйе. Сен-Кантен.


Э. Дега. «Две танцовщицы». Ок. 1895. Картинная галерея. Дрезден.
Э. Дега. «Две танцовщицы». Ок. 1895. Картинная галерея. Дрезден.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Пастель"

Пастбищный хребет | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПА" | Пастер Луи


Статья про слово "Пастель" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2974 раз


Интересное