Пизано

Определение "Пизано" в Большой Советской Энциклопедии


Кампанила собора Санта-Мария (Флоренция)
Пизано (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13—14 вв. Никколо (Никола) Пизано (около 1220, Апулия,— между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников проторенессанса. Испытал воздействие южноиталийской и тосканской скульптуры, а также пластики позднеримских саркофагов. Рассматривая скульптуру как искусство тектонически равноправное с архитектурой, Никколо Пизано создавал изображения, полные могучей силы; фигуры в них крепко стоят на земле, отличаясь величавой осанкой, массивностью и пластической осязаемостью форм [кафедры: баптистерия в Пизе (см. илл.) и собора в Сиене (см. илл.)]. Джованни Пизано (около 1245—50, Пиза,— после 1314), скульптор и архитектор. Сын, ученик и помощник Никколо Пизано Около 1270—76, по-видимому, посетил Францию, где испытал влияние готической пластики. Скульптурным произведениям Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284—99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301; обе работы — мрамор), проникнутым страстной эмоциональной напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической по духу изломанностью контуров. Готическая струя преобладает и в архитектурном творчестве Джованни Пизано (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284—99). Андреа Пизано (собственно Андреа да Понтедера; Andrea da Pontedera) (около 1290, Понтедера, Тоскана,— 1348 или 1349, Орвието), скульптор и архитектор. В его скульптурных работах (рельефы южных дверей флорентийского баптистерия, позолоченная бронза, 1330—36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337—43, ныне в Музее собора) ясность композиции (идущая от Джотто) сочетается с изысканной миниатюризацией форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Переплетение позднеготических и проторенессансных тенденций проявляется и в архитектурных произведениях Андреа Пизано (руководство строительством кампанилы собора во Флоренции, 1337—43, и собора в Орвието, 1347—48). Нино Пизано [около 1315, Пиза (?),— 1368, там же (?)], скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа Пизано Для пластики Нино Пизано («Мадонна», мрамор, 1343—47, Музей собора, Орвието), впитавшей влияния французской готики, характерны S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов. Как архитектор продолжил строительство собора в Орвието после смерти отца.



Пизано Андреа. «Аллегория земледелия»
Лит.: Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1956— 59; Fasola G. N., Nicola Pisano, Roma, 1941; Toesca I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950; Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil., [1970].


Пизано Андреа. «Аллегория ткачества»
Пизано Андреа. «Перенесение тела Иоанна Крестителя»
Пизано Джованни. Кафедра церкви
Пизано Джованни. Фасад собора
Пизано Джованни. Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской
Пизано Никколо. Аллегория Силы
Пизано Никколо. «Мадонна с младенцем»
Пизано Никколо. «Поклонение волхвов»
Пизано Нино. «Мадонна с младенцем»

"БСЭ" >> "П" >> "ПИ" >> "ПИЗ"

Статья про "Пизано" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 553 раз
Бургер двойного помола
Бургер двойного помола

TOP 20