БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Поликлет (из Аргоса)

Значение слова "Поликлет (из Аргоса)" в Большой Советской Энциклопедии


Поликлет (Polýkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во 2-й половине 5 в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики.
Поликлет. «Раненая амазонка». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440—430 до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Статуи Поликлет (из Аргоса), исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по копиям, а также по свидетельствам античных авторов. От сочинения Поликлет (из Аргоса) «Канон» сохранилось 2 фрагмента. Под влиянием пифагореизма  Поликлет (из Аргоса) стремился обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорциональных отношений, выражавшийся у него в стремлении к ясной соразмерности отдельных частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. Наиболее ярко художественного воззрения Поликлет (из Аргоса) проявились в его статуе «Дорифор» (копьеносец; около 440 до н. э.), где пластически противоположные состояния внешнего покоя и скрытого движения, внутреннего напряжения находятся в подчёркнутом равновесии (см. Хиазм). Аналогичные принципы присущи и более поздним произведениям Поликлет (из Аргоса) — «Раненой амазонке» (около 440—430 до н. э.) и «Диадумену» (статуе юноши с повязкой победителя; около 420—410 до н. э.); в последнем произведении, более свободном по композиции, вероятно, сказывается влияние Фидия. Поликлет (из Аргоса) создавал также колоссальные хрисоэлефантинные статуи (например, Геры в аргосском Герайоне). Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в произведениях Поликлет (из Аргоса) настолько органично, что подлинные темы их во многом неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла, а в Диадумене — Аполлона или Париса). Поликлет (из Аргоса) имел многочисленных учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи (в частности, своим учителем его считал Лисипп).

 

  Лит.: Недович Д. С., Поликлет, М. — Л., 1939; Мирон и Поликлет. [Альбом. Вступ. ст. Г. Соколова], М., 1961; Lorenz Th., Polykiet, Wiesbaden, 1972.

Поликлет. «Раненая амазонка». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440—430 до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Поликлет. «Раненая амазонка». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440—430 до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.


Поликлет. «Диадумен». Около 420—410 до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.
Поликлет. «Диадумен». Около 420—410 до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.


Скульптура высокой и поздней классики. Поликлет. «Дорифор». Ок. 440 до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь.
Скульптура высокой и поздней классики. Поликлет. «Дорифор». Ок. 440 до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Поликлет (из Аргоса)"

Поликислоты | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПО" | Поликлет Младший


Статья про слово "Поликлет (из Аргоса)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3123 раз


Интересное