БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Посадские людиОпределение "Посадские люди" в Большой Советской ЭнциклопедииПосадские люди, торгово-ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «Посадские люди» («посажане») происходит от слова посад и встречается в источниках с 40-х гг. 15 в. Но в исторической литературе Посадские люди принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 вв. Слой Посадские люди возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 вв. Посадские люди чаще всего именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «чёрных» людей. Посадские люди, поддерживая политику великих князей, направленную на свержение монголо-татарского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления феодального гнёта (восстания в Москве 1382, 1445, Новгороде 1418, 1446-47, и др.). Во 2-й половине 15 - 1-й половине 16 вв. численность Посадские люди сильно возросла. Одним из основных источников этого роста была конфискация в городах, присоединённых к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд Посадские люди Возникали также новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых правительство также зачисляло в сословие Посадские люди В это время четко определились повинности Посадские люди в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений, и в службах. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 70-80-х гг. 16 в. правительство выделило из Посадские люди немногочисленную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню, использовало для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть Посадские люди - купцов, средних и мелких торговцев, товаропроизводителей, ремесленников и людей, кормившихся работой и подаяниями (нищенством), - осталась в «чёрных» тяглых общинах. Они в 16-17 вв. делились на Посадские люди «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших». Рост налогов и повинностей, экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-83 и опричниной, а затем польской и шведской интервенцией начала 17 в., нанесли тяжёлый удар посадам. Посадские люди покидали общину и записывались в служилые люди, «закладывались» (см. Закладничество) за крупных духовных и светских феодалов или бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены общины упорно боролись против светских и церковных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с Посадские люди на городском рынке. Опустение посадов вызвало тревогу правительства. В 1600-02 оно начало возвращать «закладчиков» в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины Посадские люди, стремясь вернуть их и прикрепить к определённым посадам. В середине 17 в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и др. городах, в ходе которых Посадские люди требовали от правительства уничтожения в городах слобод и дворов беломестцев и облегчения финансового гнёта. Правительство удовлетворило эти требования и ликвидировало все принадлежавшие феодалам городские дворы и слободы, приписав их население к посадам. В итоге «Посадского строения» 1649-52 численность Посадские люди возросла с 31,5 до 41,6 тыс. дворов. Торгово-промышленная деятельность в городах была объявлена монополией Посадские люди Во 2-й половине 17-18 вв. рост численности Посадские люди происходил главным образом за счёт приписки в посады бывших казённых ремесленников, служилых людей и др. категорий горожан. В 20-е гг. 18 в. насчитывалось Посадские люди около183 тыс. чел. мужского пола, в 40-е - около 212 тыс., в 60-е - около 228 тыс. В 20-е гг. правительство назвало Посадские люди купечеством, но старое название Посадские люди оставалось более распространённым. С зарождением в России во 2-й половине 17 в. капиталистических отношений среди Посадские люди усилилось имущественное и социальное расслоение. Верхушка Посадские люди начала вкладывать капиталы в создание промышленных предприятий, возросло число Посадские люди, продававших свою рабочую силу. Дальнейшему развитию капиталистических отношений препятствовало господство феодально-крепостнической системы, в частности рост налогового и служебного бремени, ложившегося на посады, и процесс этот происходил замедленно. Посадские люди боролись против усиления феодально-крепостнического гнёта. Городские восстания произошли в Москве в 1662, 1682 и 1771, в Астрахани в 1705-06, часть Посадские люди участвовала в крестьянских войнах 17-18 вв. С целью расширения социальной опоры самодержавия, а также в фискальных интересах правительство в 1775 разделило Посадские люди на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам 1785 Посадские люди стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория Посадские люди слилась с мещанами.
Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; Города феодальной России. Сб. ст., М., 1966; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. 1-2, М. - Л., 1947-48. См. также лит. при ст. Город.
Статья про "Посадские люди" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 454 раз |
TOP 20
|
|||||||