БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
БалладаОпределение "Баллада" в Большой Советской ЭнциклопедииБаллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Баллада становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов). Классическая французская Баллада 14—15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Баллада посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец — Баллада «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии Баллада — народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Баллада о Робине Гуде). Баллада, близкая английской и шотландской народной Баллада, стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). Зачинателем Баллада в русской поэзии был В. А. Жуковский. Баллада писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Баллада с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Баллада лироэпической «тональности» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.). Расцвет вокальной Баллада (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Баллада в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Баллада представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Баллада связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Баллада получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Инструментальная Баллада — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Баллада для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Баллада для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Баллада Вкладом в развитие вокальных Баллада явились Баллада на слова Баллада Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Баллада нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).
Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, «Северные записки», 1916, № 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.—Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.
Статья про "Баллада" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 876 раз |
TOP 20
|
|||||||