БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Бальный танец

Значение слова "Бальный танец" в Большой Советской Энциклопедии


Бальный танец, танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют
также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный - храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Зап., Вост. Европы, Азии и Африке. Народные истоки Бальный танец обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.

  Бальный танец возник в 14 в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Бальный танец Затем Бальный танец распространился во Франции. В 16-17 вв. Франция становится законодательницей Бальный танец

  Первоначально Бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались французский Бальный танец бранль, а также вольта (14-16 вв.).

  В 17 в. Бальный танец распространился по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Бальный танец становятся бурре, гавот, аллеманда, чаконна, жига, сарабанда. Господствующее положение занимал менуэт. В 1661 в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Бальный танец (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Бальный танец обучаются у специальных учителей или в школах танца.

  В 18 в. получили распространение новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение для Бальный танец

  Великая французская революция оказала значительное воздействие на общественную и культурную жизнь всей Европы, в том числе и на Бальный танец Социально-общественные изменения, внесённые Французской революцией, способствовали развитию многих массовых Бальный танец 19 в., ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей французских кадрилей, вальс с его многочисленными вариантами и др. Повсеместное распространение получают танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и, наконец, полька, мазурка, полонез. С середины 19 в. самым популярным Бальный танец становится вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца, И. Ланнера, И. Штрауса-сына.

  В конце 19 - начале 20 вв. значительное влияние на развитие Бальный танец начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появляются танцы: вальс-бостон, ту-степ, уан-степ, блюз, фокстрот, квик-степ, чарл-стон и др.

  Для развития Бальный танец в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами.

  Под влиянием петровских указов Бальный танец получил в России широкое распространение и к середине 18 в. входил как обязательный предмет в программу многих учебных заведений.

  Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в конце 19 - начале 20 вв. Бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В свою очередь многие Бальный танец, создаваемые в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.

  Среди советских Бальный танец сохраняются лучшие танцы старой русской бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Появляются новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка, инфиз, тер-ри-кон, русская лирическая, рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др. Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми танцами.

  Для современных Бальный танец характерно импровизационное исполнение, когда танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют ими (в отличие от танцев определённой композиции - миньон, падекатр, хали-гали). Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон), но со 2-й половины 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.- танцы свободной композиции (зарубежные - липси, твист, редлав; советские - казанова, дружба и др.).

  Бальный танец могут быть разделены на парные и массовые. В отличие от парного танца (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.). В массовых танцах каждый исполнитель не имеет определённого партнёра по танцу.

  Для Бальный танец 50-60-х гг. характерны частая смена модных танцев, возрастающая роль группового массового танца, появление (за рубежом) танцев образно-тематического характера (уош - стирка, манки - обезьяна, мешт потейтос - мять картошку и др.), отказ от ограничений, определяющих и устанавливающих положения или движения рук в танце, исполнение танца на расстоянии (в отличие от традиционного для парного Бальный танец «положения в паре»).

 

  Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец. XVI-XIX вв., Л.-М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец. (Учебное пособие), М., 1963; Вie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925; Sachs С., Eine Weitgeschichte des Tanzes, B., 1933; англ. пер. - N. Y., 1937; L., 1938; франц. пер. - Р., 1938; Conte P., Les arts dynami-ques: la danse et ses lois. Р., 1952.

  Л. С. Школьников, С. П. Панкратов.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Бальный танец"

Пружинонавивочный станок | Буква "Б" | В начало | Буквосочетание "БА" | Прус Болеслав


Статья про слово "Бальный танец" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6536 раз


Интересное