Псалмы

Определение "Псалмы" в Большой Советской Энциклопедии


Псалмы, Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название Псалмы тегилим - хваления; псалтирь, греч. psalterion - название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «Псалмы» (или «Псалтырь») обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых Псалмы, которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация Псалмы различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация Псалмы зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.


По содержанию сборник Псалмы выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней»). Некоторые Псалмы отличаются философски медитативным характером; таков Псалмы 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (Псалмы 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр Псалмы разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы Псалмы, 1 в. до н. э.).



Псалмы оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь - основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения Псалмы были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18-19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).


В иудейском культе Псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом Псалмы, как правило, указывались способ исполнения и «модель», т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. Псалмы исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным - певец пел стихи Псалмы, а община - рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон). В 4 в. входило в обиход и пение Псалмы ансамблями - детским, мужским, женским. Псалмы исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых Псалмы, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения - антифон, градуал, трактус и аллилуйя.


В 15 в. появились и многоголосные обработки Псалмы Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения Псалмы Около 20 4-голосных Псалмы оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в Псалмы применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие Псалмы оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип Псалмы, в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии Псалмы развивались в форме энзема. Позднее Псалмы по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты Псалмы или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия), в 19-20 вв. - Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.


В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты Псалмы были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. Псалмы Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.


Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. - Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu"à la ruine de l"état juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.
  С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).




"БСЭ" >> "П" >> "ПС" >> "ПСА"

Статья про "Псалмы" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 459 раз
Яйца в кляре
Яйца в кляре

TOP 20