Баптисты

Определение "Баптисты" в Большой Советской Энциклопедии


Баптисты (от греч. baptize — окунаю, крещу путём погружения в воду), приверженцы одной из разновидностей протестантизма. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Баптисты, спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры — «Священное писание». Баптисты отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Баптисты рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Баптисты отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Баптисты роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Баптисты ведут систематическую религиозную пропаганду среди широких народных масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым Баптисты). Первая община Баптисты возникла в 1609 в Голландии среди английских эмигрантов-индепендентов. В 1612 общины Баптисты появились в Англии, в 1639 — в Сев. Америке. Ранние Баптисты выступали за демократические свободы, веротерпимость. С конца 18 в. начинается значительное распространение баптизма (в Англии — сеть баптистских воскресных школ, миссионерство; в США — переход в баптизм значительной части участников колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве европейских стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки. В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Баптисты, на котором был создан Всемирный союз Баптисты В 1966 союз объединял 27 млн. Баптисты из 116 стран. Центр союза — в Вашингтоне. 90% Баптисты живут в США — 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Баптисты в США — «Южная баптистская конвенция» (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как организация Баптисты Юга — сторонников сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и основная баптистская организация негров США «Национальная баптистская конвенция США» насчитывает 6 млн. чел. (1966). Среди американских Баптисты — крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры). В 1950 в Париже основана Европейская федерация Баптисты; в 1966 она объединяла Баптисты 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.



В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. 19 в. В 70—80-х гг. основной территорией его распространения являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии, а также Кубань, Дон, Закавказье, с конца 80-х гг. — губернии Поволжья. В северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианство — одна из разновидностей баптизма. С начала 20 в. Баптисты проводили всероссийские съезды. В 1894—96 русские Баптисты издавали (в Стокгольме и Лондоне) журал «Беседа». В России периодическими органами Баптисты и евангельских христиан являлись журналы «Баптист», «Слово истины», «Христианин», «Утренняя звезда», «Молодой виноградник». В 1905 Союз русских Баптисты участвовал во Всемирном конгрессе Баптисты в Лондоне и стал членом международной организации Баптисты В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Баптисты, из которых 2/3 приходилось на долю немецкого, латинского и эстонского населения.


Классово-политическая ориентация руководства Баптисты была направлена в сторону конституционной монархии. Царизм, охраняя идеологическую монополию господств, православной церкви, подвергал Баптисты преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Баптисты стояли крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию руководители Баптисты встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Баптисты «признали» Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для Баптисты служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Баптисты проводили тактику сопротивления социалистической переделке сельского хозяйства, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобуржуазного уравнительства. Численность общин Баптисты начала сокращаться.


В 1944 евангельские христиане, в 1945 часть пятидесятников объединились с Баптисты в одну церковь евангельских христиан-Баптисты (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе Баптисты находится Всесоюзный совет, который с 1945 издаёт в Москве журнал «Братский вестник».


Баптизм, как религиозная разновидность буржуазной идеологии, принципиально враждебен социалистическому мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистическое отношение к общественным интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Баптисты рамками религиозной общины.


Лит.: Тихомиров Баптисты, Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.—Л., 1929; Современное сектантство и его преодоление, М., 1961 («Вопросы истории, религии и атеизма», в. 9): Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм, М., 1968; Кислова А. А., Идеология и политика американской баптистской церкви (1909—1917), М., 1969.
  А. Н. Чанышев. А. И, Клибанов.



"БСЭ" >> "Б" >> "БА" >> "БАП"

Статья про "Баптисты" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 564 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20