Резцовая гравюра

Определение "Резцовая гравюра" в Большой Советской Энциклопедии


Бехам Б. Портрет Леонхара фон Эка
Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля). Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно Резцовая гравюра Наиболее старые примеры Резцовая гравюра - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах. Искусство Резцовая гравюра совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер монограммы «ES» и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет Резцовая гравюра в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции - в 17 в. (Р. Нантёй и др.). Старые мастера Резцовая гравюра добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники Резцовая гравюра характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей Резцовая гравюра (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью Резцовая гравюра, сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).



Дюрер А.«Морское чудище»
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника Резцовая гравюра распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые, батальные и Резцовая гравюра иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Резцовая гравюра в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской АХ традиции Резцовая гравюра сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная Резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, Резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде Резцовая гравюра достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-33).


Зубов И. Ф. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту»
С развитием фотомеханических способов репродукции Резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение: со 2-й половине 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности Резцовая гравюра на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров Резцовая гравюра в её «чистом виде» (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).
  Лит. см. при ст. Гравюра.
  А. А. Сидоров.


Лука Лейденский. «Ламех и Каин»
Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527.
Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527.

А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина.
А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина.

II на соколиную охоту». Около 1727-30." href="/a_pictures/10/00/212420714.jpg">И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727-30.II на соколиную охоту». Около 1727-30." src="a_pictures/10/00/th_212420714.jpg">
И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727-30.



Мантенья А. «Вакханалия с винной бочкой»
Махаев М. И. Портрет солдата
Раймонди М. «Лукреция»
Ухтомский А. Г. «Вид дворца в Павловске»
Шонгауер М. «Искушение св.Антония»

"БСЭ" >> "Р" >> "РЕ" >> "РЕЗ"

Статья про "Резцовая гравюра" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 625 раз
Бургер двойного помола
Салат тофу

TOP 20