Резьба (художеств.)

Определение "Резьба (художеств.)" в Большой Советской Энциклопедии

Гемма «Увенчание Августа»
Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания.



«Дева с младенцем»
Резьба (художеств.) употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики. Самостоятельной областью Резьба (художеств.) является глиптика.


Ларец (Россия)
  Резьба (художеств.) различается по видам. Термином «объёмная резьба» определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами. Для высокорельефной Резьба (художеств.) характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов. Плоскорельефная Резьба (художеств.) даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной Резьба (художеств.) является т. н. заоваленная Резьба (художеств.), в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют («заоваливают»), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе («подушечный» фон). Выемчатая (углублённая) Р» представлена двумя основными техниками — трёхгранно-выемчатой и скобчатой. Для трёхгранно-выемчатой Резьба (художеств.) характерен геометрический узор, для скобчатой — ногтевидные, лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой Резьба (художеств.) основана на сочетании графической чёткости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры. Контурная Резьба (художеств.) — это Резьба (художеств.) углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона. Сквозная (ажурная, прорезная, пропильная) Резьба (художеств.) создаётся полным удалением фона. Она рождает эффект тонкой, лёгкой, работающей на просвет декоративной композиции. В сквозной Резьба (художеств.) для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной берёсте). При накладной Резьба (художеств.) вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.



«Моржи» (Чукотка)
В Резьба (художеств.) для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные её виды — накладная Резьба (художеств.) со сквозной, плоско-рельефная с контурной и т. п. Резьба (художеств.) нередко соединяется и с иными способами художественного оформления изделий — объёмная Резьба (художеств.) с насечкой металлом, выемчатая Резьба (художеств.) с заливкой легкоплавким металлом, контурная Резьба (художеств.) с затиркой цветной массой. С целью выявления естественной окраски, фактуры или текстуры материала, а также придания ему нужного цвета, резные изделия отделывают различными способами. Деревянные покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями), золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или закапчивают дымом; костяные полируют, пропитывают парафином.


Ножи (Индия)
В Резьба (художеств.) используют древесину мягких (липа, осина, тополь и др. ) и твёрдых (берёза, клён, бук, самшит и др.) пород, камень различной твёрдости: мягкий (гипсовый камень, талькохлорит, известняк и пр.), твёрдый (нефрит, лазурит, яшма), средний (малахит, мрамор и пр.). Для Резьба (художеств.) по кости применяют главным образом бивни мамонта и слона, моржовые клыки, кость-цевка, рог. В зависимости от конкретной задачи в Резьба (художеств.) применяют блок материала (монолитные куски камня, кости, древесины — для скульптуры) или пластины (ровные оструганные дощечки — для пряничных досок, панно). Инструменты для выполнения Резьба (художеств.) разнообразны: нож, топор, набор стамесок, различные резцы и пилки, а также разные виды разметочных инструментов. Для осуществления трудоёмких работ (распиловка, подготовка полуфабриката, первоначальная грубая обработка) всё чаще применяют механический и электроинструмент — отбойные стамески для камня, бормашину для кости и т. д.


Панно (Узбекистан)
О Резьба (художеств.) см. также в статьях Дерево в искусстве, Деревянная архитектура, Лаки художественные, Мебель, Народное творчество и в разделах Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство статей о республиках СССР и странах, а также специальные статьи о Резьба (художеств.): Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Тобольская резная кость, Уральский резной камень, Холмогорская резная кость, Хотьковская резная кость, Чукотская резная кость, Шемогодская прорезная берёста.
 
  Лит. см. при статьях, названных выше.
  В. А. Бородулин.



Подвесная налобная бляха (Восточный Алтай)
Поднос (Китай)
«Предок» (Заир)
Прялка (Вологодская губерния)
Реликварий
Рельеф (народ санталы, Индия)
Рельефы стен Георгиевского собора (Юрьев-Польский)
Статуэтка из гробницы фараона Тутанхомона (Фивы)
Стул (Англия)
Туесок (Великий Устюг)
Фрагмент декоротивного портала «Охрана границ СССР»
«Цветущий лотос» (Китай)
Чарон (сосуд для кумыса; Якутия)
Шкатулка (Ивано-Франковская область)

"БСЭ" >> "Р" >> "РЕ" >> "РЕЗ"

Статья про "Резьба (художеств.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 342 раз
Стейк на сливочном масле
Стейк на сливочном масле

TOP 20