Реквием

Определение "Реквием" в Большой Советской Энциклопедии


Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, господи»), траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа», «Кредо»), вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире», «Туба мирум», «Лакримоза» и др.). Композиторы 15-16 вв. создавали Реквием в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала. В 17-18 вв. Реквием превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Реквием в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Реквием обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Реквием этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Реквием создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Реквием советских композиторов - «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Реквием, посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.
Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909.
  Б. В. Левик.





"БСЭ" >> "Р" >> "РЕ" >> "РЕК"

Статья про "Реквием" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 577 раз
Коптим скумбрию в коробке
Креветки с газировкой

TOP 20