БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Барбизонская школа

Значение слова "Барбизонская школа" в Большой Советской Энциклопедии


Барбизонская школа, группа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила название от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа), где подолгу работали
Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
ряд входивших в группу художников («барбизонцев»). Барбизонская школа возникла в условиях подъёма демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ. В противовес идеализации и условности «исторического пейзажа» академистов и романтическому культу воображения Барбизонская школа утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции - лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. - Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 вв. (особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы - Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ). Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.), стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха (см. Пленэр), барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Барбизонская школа систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Барбизонская школа естественна, но тщательно построена и уравновешена.

  Старшее поколение барбизонцев - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз - акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой. Крупнейший представитель младшего поколения - Ш. Ф. Добиньи - больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Барбизонская школа обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Барбизонская школа Велико влияние Барбизонская школа на последующее развитие реалистического пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).

 

Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж барбизонской школы, М., 1962; Dorbec P., L"arldu paysage en France, P., 1925.

Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.


Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.
Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.


Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.
Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.


Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.
Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Барбизонская школа"

Реплика (театр.) | Буква "Б" | В начало | Буквосочетание "БА" | Реплика (в изобразит. искусстве)


Статья про слово "Барбизонская школа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6318 раз


Интересное