БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Реставрация (в архитектуре и иск-ве)

Значение слова "Реставрация (в архитектуре и иск-ве)" в Большой Советской Энциклопедии


Реставрация в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного
Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.
и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай — с целью вернуть первоначальный облик). Реставрация (в архитектуре и иск-ве) является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории искусства. Проводимые при Реставрация (в архитектуре и иск-ве) исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития (например, в 1890-е гг. при реставрационных работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно точно установлены существенные черты стилистики древнерусских построек домонгольского периода; иногда аналогичную роль играет Реставрация (в архитектуре и иск-ве) произведений изобразительного искусства). Попытки Реставрация (в архитектуре и иск-ве) памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Реставрация (в архитектуре и иск-ве) произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 вв. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 вв. задачей Реставрация (в архитектуре и иск-ве) стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Реставрация (в архитектуре и иск-ве) (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего Реставрация (в архитектуре и иск-ве) глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых Реставрация (в архитектуре и иск-ве) (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е гг.) добиться удовлетворительных результатов. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена Реставрация (в архитектуре и иск-ве), например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные Реставрация (в архитектуре и иск-ве) проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную Реставрация (в архитектуре и иск-ве) На развитие теории и практики Реставрация (в архитектуре и иск-ве) большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898—1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П. П. Покрышкин при Реставрация (в архитектуре и иск-ве) церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903—04) выявил подлинные части здания 11—12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Реставрация (в архитектуре и иск-ве) в 1908—12 церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. На рубеже 19 и 20 вв. складывается научная теория Реставрация (в архитектуре и иск-ве), наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.).

  Основу теории современной Реставрация (в архитектуре и иск-ве) составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является основным методическим руководством для Реставрация (в архитектуре и иск-ве) в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём и применявшийся в практических работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Реставрация (в архитектуре и иск-ве) памятника. Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные 2-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: памятник — это научный документ, исторический источник; основной целью Реставрация (в архитектуре и иск-ве) является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели Реставрация (в архитектуре и иск-ве) проводится по возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны быть выделены; все пристройки выполняются в современном стиле. Современные приёмы Реставрация (в архитектуре и иск-ве) допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов. Для Реставрация (в архитектуре и иск-ве) могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника Реставрация (в архитектуре и иск-ве) позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями. Историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает специальная комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологический обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для Реставрация (в архитектуре и иск-ве) разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся национальное значение, иногда применяется синтетический метод. Часто одновременно с Реставрация (в архитектуре и иск-ве) составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитического метода Реставрация (в архитектуре и иск-ве) различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т.п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетических — могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс Реставрация (в архитектуре и иск-ве) подробно фиксируется в дневниках и фотографиях.

  Реставрация (в архитектуре и иск-ве) произведений изобразительного искусства и материальной культуры чаще преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к первоначальному. Как и Реставрация (в архитектуре и иск-ве) памятников архитектуры, она объединяет в себе понятия и процессы консервации и собственно Реставрация (в архитектуре и иск-ве) Научно обоснованная современная Реставрация (в архитектуре и иск-ве) развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта Реставрация (в архитектуре и иск-ве), причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Реставрация (в архитектуре и иск-ве) предшествует предварительное всестороннее изучение объекта Реставрация (в архитектуре и иск-ве) с привлечением химических, оптических и физических исследований материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Реставрация (в архитектуре и иск-ве) восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта Реставрация (в архитектуре и иск-ве) путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи. Дополнения в живописи, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторических документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

  В СССР Реставрация (в архитектуре и иск-ве) памятников истории и культуры с первых лет Советской власти осуществляется под контролем государственных учреждений; уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия (занималась Реставрация (в архитектуре и иск-ве) памятников архитектуры; во главе работ по Реставрация (в архитектуре и иск-ве) произведений изобразительного искусства стояла Комиссия по сохранению и раскрытию памятников искусства), преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря была разработана научная методика Реставрация (в архитектуре и иск-ве) Реставрационные работы, проведённые в Московском Кремле в первое десятилетие Советской власти, получили общее признание в СССР и за рубежом. С 1948 создана широкая сеть республиканских, областных и городских (в крупных городах) мастерских по Реставрация (в архитектуре и иск-ве) преимущественно памятников архитектуры, в 1958 — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР). С дореволюционного периода реставрационные мастерские имеют Эрмитаж, Русский музей в Ленинграде, Третьяковская галерея, Исторический музей в Москве, ныне многие художественные и исторические музеи страны. Отделы гигиены книг и реставрационных документов есть в крупных библиотеках, хранилищах рукописей и архивах. При архитектурно-реставрационных мастерских имеются группы Реставрация (в архитектуре и иск-ве) живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с памятниками архитектуры. В СССР реставрационные работы ведутся систематически и в больших объёмах (охватывая памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941—45, когда были реставрированы многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове-Ярославском, Суздале, Ленинграде, Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением советских реставраторов стала Реставрация (в архитектуре и иск-ве) дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда — в Павловске, Петродворце, Пушкине и др., которым фашистская оккупация нанесла особенно значительный урон. Учитывая их большое историко-художественное значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произведений выдающихся зодчих, ваятелей, садоводов и строителей 18—19 вв., на основе использования синтетического метода была поставлена и решена задача целостной Реставрация (в архитектуре и иск-ве) ансамблей. Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев взамен уничтоженных и многое др. Позже была восстановлена грандиозная система фонтанов Петродворца, началась Реставрация (в архитектуре и иск-ве) дворцов и павильонов и их интерьеров (полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных архивного и изобразительного материалов, восстановлены как сами многочисленные постройки, так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из дерева, наборные паркеты, плафоны и многое др. В ходе Реставрация (в архитектуре и иск-ве) были разработаны новые приёмы моделирования и восстановления деталей (например, резьбы по дереву, лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрационные работы проведены большим коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник, В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Реставрация (в архитектуре и иск-ве) П. Саусен, А. В. Трескин и др.) и специалистов других профессий. При Реставрация (в архитектуре и иск-ве) иногда восстанавливался первоначальный характер построек, измененный в 19 в. (например, воссоздан Актовый зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843). Эти работы, а также Реставрация (в архитектуре и иск-ве) разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941—45 памятников архитектуры Новгорода, Пскова и других городов определили общее направление советского реставрационного дела: преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному так называемый «оптимальный облик» памятника архитектуры. Значительные реставрационные работы провели советские специалисты-реставраторы: архитекторы — В. С. Баниге, П. Д. Барановский, А. Д. Варганов, Л. А. Давид, П. Н. Максимов, Н. Н. Померанцев, Д. П. Сухов, А. В. Столетов, Н. Н. Соболев и др.; в области живописи — В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины, В. Е. и Д. Е. Брягины, С. С. Чураков, В. В. Филатов, В. Н. Яковлев и др.; в области скульптуры — М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.; в области графики — В. Н. Крылова, Ю. П. Нюкша и др.; в области прикладного искусства — Т. Н. Александрова-Дольник, Ф. Я. Мишуков и др.

  Обмен опытом между специалистами-реставраторами разных стран осуществляет Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам.

 

  Лит.: Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин, М., 1948; Костров П. И., Техника живописи и консервация росписей Древнего Пянджикента, в книге: Живопись Древнего Пянджикента, М., 1954; Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Семенович Н. Н., Реставрация музейных тканей. Теория и технология, Л., 1961; Грабарь И. Э., О древнерусском искусстве, М., 1966; Михайловский Е. В., Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; [Целиков А. И.], Охрана, реставрация и консервация памятников русской архитектуры (1917—1968). Библиографический указатель литературы, М., 1970; [Волкова Л. В.], Реставрация, консервация и хранение музейных художественных ценностей. Указатель литературы, М., 1974; Методика и практика сохранения памятников архитектуры. Сб., М., 1974; Ополовников А. В., Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Viollet ie Due Е. E., Restauration. B кн.: Dictionnaireraisonné de I "architecture française du Xl-e au XVI-e siècle, t. 8, P., 1866; Riegl A., Der moderne Denkmairkultus. Sein Wesen und seine Entstehung, W., 1903; Petr F., О starých malbách a jejich restaurování, P., 1954; Slánský B., Technika malby, dl 2 — Průzkum a restaurování obrazů, Praha, 1956; Marijnissen R. Н., Degradation, conservation et restauration de l"oeuvre d"art, v. 1—2, Brux., 1967.

  Е. В. Михайловский (реставрация архитектуры), В. В. Филатов.

 

Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.
Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.


Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.
Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.


Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;
Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;


Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.
Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.


Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).
Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).


Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).
Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Реставрация (в архитектуре и иск-ве)"

Реставрация (во Франции) | Буква "Р" | В начало | Буквосочетание "РЕ" | Барболин Сергей Дмитриевич


Статья про слово "Реставрация (в архитектуре и иск-ве)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6351 раз


Интересное