БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Роллан РоменОпределение "Роллан Ромен" в Большой Советской Энциклопедии
Проблемы, живо занимавшие Р., — судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творческой личности и народа — ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, — живое воплощение народного духа. 1-я мировая война 1914—18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках «Над схваткой» (1915) и «Предтечи» (1919). Р. апеллировал к разуму и совести «убиваемых народов», обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Р. по-разному преломились в драматической сатире «Лилюли» (1919) и в лирической повести «Пьер и Люс» (1920). В романе «Клерамбо» (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущённой империалистическим варварством и трагически оторванной от народа. Р. приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции — «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Р. обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях «Прощание с прошлым» (1931), «Ленин. Искусство и действие» (1934), сборниках публицистических статей «Пятнадцать лет борьбы» и «Мир через революцию» (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.
Основное художественное произведение Р. после 1-й мировой войны — роман «Очарованная душа» (1922—33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию «Робеспьер», т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции. Годы 2-й мировой войны 1939—45 Р. провёл в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название «Бетховен. Великие творческие эпохи», опубл. 1928—45), потом — биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в декабре 1944). Р. оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти своё место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915). Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1—23, P., [1948—75]; Romain Rolland. Journal des anneés de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—20. Л., [1930]—1936; Собр. соч., т. 1—14, М., 1954—58; Соч., т. 1—9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.
Лит.: Горький М., [Статья], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4—5, М., 1964—65; Балахонов В. Е., Р. Роллан в 1914—1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»), Л., 1968; его же, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., «Жан-Кристоф» Р. Роллана, М., 1966; «Europe», 1926, № 38; 1955, № 109— 110; 1965, № 439—40; Cheval R., R. Rolland, l"Allemagne et la guerre, P., 1963; Barrère J.-B., R. Rolland par luimême, [P., 1968]; Pérus J., R. Rolland et М. Gorki, P., 1968.
Статья про "Роллан Ромен" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 417 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||